Подготовка автомобиля к долгосрочному хранению

Процесс подготовки машины к долгой стоянке называется консервацией. Данный термин обозначает действия и создание благоприятных условий, нацеленных на сохранение свойств и вида вещей, которые склонны портиться в незащищённом виде. Например, "голый" металл ржавеет, резиновые изделия грубеют и трескаются, рабочие жидкости расслаиваются, теряя изначальные характеристики.

Основные 7 шагов по консервации авто перед долгосрочной стоянкой рассмотрены далее.

Очистка и мойка автомобиля

Грязь содержит вещества, способствующие коррозии и старению материалов, из которых сделан автомобиль. Оставлять её нельзя. Рекомендуется посетить профессиональную мойку, и заказать полный спектр услуг. Чтобы так же качественно очистить машину своими руками, потребуется много времени, источник воды, аппарат высокого давления, пылесос, средства для мойки кузова и чистки деталей салона.


Заправка полного бака

Когда топливный бак заправлен не полностью, свободное место занимает воздух. Опасен он по двум причинам. Во-первых, в нём содержится кислород, провоцирующий развитие коррозии. Во-вторых, в воздухе всегда есть влага. При перепадах температур она конденсируется на внутренней поверхности бака, ускоряя и усугубляя коррозионные процессы. Топливо, залитое "до полного", вытесняет воздух и влагу.

Замена технических жидкостей

Это действие целесообразно выполнять только в том случае, если подошло время по регламенту. Замена жидкостей, ресурс которых ещё не вышел (по пробегу или времени эксплуатации), не требуется. Если в бачке омывателя заправлена простая вода, её надо слить. То же самое касается системы охлаждения. Если в ней циркулирует антифриз, в который периодически доливалась вода, а на носу зима, оставлять такую жидкость нельзя.

Уход за кузовом и салоном

Лакокрасочное покрытие кузова целесообразно обработать содержащим воск полиролем. Это защитит материал от влаги, грязи и других "провокаторов коррозии". Из салона и багажника стоит убрать всё лишнее. Во-первых, это позволит разгрузить подвеску. Во-вторых, при уличном хранении в машине не будет вещей, привлекающих внимание воров и хулиганов. Очистка и обработка деталей салона спецсредствами тоже не повредит.

Проверка давления в шинах

Перед постановкой машины на длительную стоянку важно убедиться в целостности резины. Если какое-то колесо потихоньку "спускает", посетите шиномонтажную мастерскую. Проверьте давление в шинах при помощи манометра. При необходимости добейтесь рекомендуемых производителем значений. Эти действия помогут защитить шины от деформации и растрескивания.

Зарядка аккумулятора

Если есть возможность, АКБ с автомобиля лучше вообще снять, и поставить на хранение в тёплое место. В ряде случаев это невозможно. Например, когда машина оставляется далеко от дома (гаража), и обязательно нужна активированная охранная система. В таких случаях АКБ следует зарядить при помощи стационарного зарядного устройства. Минимальный уход тоже не повредит — очистка клемм и выводов, защита их от коррозии, удаление грязи с корпуса аккумулятора, проверка уровня и плотности электролита (для АКБ обслуживаемого типа).


Смазка и консервация механических частей

Смазка в контексте длительной стоянки — это, в первую очередь, защита материалов от коррозии и старения. Для выполнения этой работы отлично подходит смазочное средство BIG D-40. Это универсальный спрей, которым можно обработать дверные петли и замки, тросики, клеммы АКБ.

Для предотвращения старения резиновых деталей — дверных уплотнителей, сайлентблоков, пыльников — рекомендуется обработать их силиконовой смазкой BIG D. Состав сохраняет свойства эластичных материалов, защищает от пересыхания, твердения, растрескивания. Помогает избавиться от скрипов.

Хранение автомобиля в гараже

Гараж будет лучшим местом для длительного хранения машины. Но есть ряд условий.

Выбор оптимального гаража

Помещение должно быть отапливаемым и вентилируемым. Особенно критичным является второе требования. Без поддержания стабильной температуры правильно законсервированный автомобиль легко простоит несколько месяцев. А вот если нет вентиляции, в гараже постоянно будет образовываться конденсат — влага, способствующая развитию коррозии.

Гараж также должен быть хорошо защищённым от осадков и злоумышленников.

Организация вентиляции

Постоянная циркуляция воздуха в гараже является ключевым условием длительного хранения автомобиля. Необязательно делать её принудительной с использованием приточно-вытяжных вентиляторов. Вполне достаточно естественной вентиляции. Чтобы она работала, в помещении должны быть приточные и вытяжные каналы. Первые располагаются в нижней части стен. Вторые в верхней или на потолке.

Важно! Приточно-вытяжные отверстия необходимо защитить от грызунов и птиц. Для этого они закрываются металлическими решётками.

Защита автомобиля от влаги и пыли

Если в гараже обустроена функционирующая вентиляция, накрывать машину чехлом нет особого смысла. Для дополнительной защиты от влаги применяются влагоотталкивающие полироли и смазки. Чтобы машина не покрывалась толстым слоем пыли, в помещении накануне следует провести генеральную уборку.

Безопасность и защита от угона

Если гараж расположен в гаражном кооперативе или является капитальной постройкой с надёжными воротами и замками — машина защищена от угона. В таких случаях оставлять активированной охранную систему нет необходимости. Тем более, что заряда АКБ не хватит для её функционирования в течение долгих месяцев. Особенно при зимнем хранении в неотапливаемом гараже.

Хранение автомобиля под открытым небом

Данный способ хранения подразумевает выбор среди двух вариантов. Первый — постановка машины на платную охраняемую стоянку. Услуга влетит в копеечку, но вряд ли обойдётся дороже, чем покупка нового автомобиля вместо угнанного. Второй вариант — парковочное место во дворе возле дома. Это бесплатно. Но менее безопасно. Хорошо, если есть кому поручить присмотр за машиной во время вашего отсутствия.

Подготовка автомобиля к хранению на улице

Невзирая на то, что на улице машина со временем покроется пылью и грязью, ставить её на длительную стоянку не помытой не стоит. С кузова необходимо убрать следы битума, солей, птичьего помёта, насекомых — всё это портит лакокрасочное покрытие. Особое внимание следует уделить смазке трущихся и эластичных элементов. Средства, которые для этого подходят, указаны выше.

Подойдите с умом при выборе места для длительной стоянки. Не оставляйте машину там, где есть оживлённое движение, коммерческая деятельность, высокие деревья. Лучше, если это будет какое-то тихое место в тупике или в угле двора. Возможно, с вами захотят поменяться другие жильцы, если вы предложите им своё, более удобное для парковки и ежедневного выезда место.

Защитные покрытия и чехлы для автомобиля

Чехол для автомобиля — это достаточно спорное решение в плане длительного хранения. Во-первых, под ним скапливается влага и выпадает конденсат. Во-вторых, на ветру и сквозняке чехол с ослабившимися креплениями будет тереть по лакокрасочному покрытию. В-третьих, чехол, под которым замёрз конденсат, есть вероятность снять вместе с краской. Данное средство защиты — отличное при кратковременных стоянках. Ночь, выходные, неделя. Если же речь о месяцах и сезонах, то машину лучше оставить не накрытой.

Кратковременное хранение автомобиля (до 6 месяцев)

Перед постановкой машины на хранение, которое не продлится дольше полугода, необходимо выполнить все основные меры по подготовке, а также по возможности проводить регулярный осмотр и обслуживание.

Основные меры по подготовке

Детально описаны выше и включают следующие действия:

  1. Мойка и чистка кузова.
  2. Заправка полного бака топливом.
  3. Замена технических жидкостей, у которых исчерпан ресурс.
  4. Уход за салоном.
  5. Обработка силиконосодержащей смазкой резиновых и других эластичных элементов.
  6. Консервационная смазка движущихся и трущихся деталей.
  7. Проверка давления в шинах.
  8. Обслуживание АКБ.
  9. Создание оптимальных условий для хранения.
  10. Защита от угона.

При выполнении данного чек-листа учитываются условия, в которых предполагается хранить машину — гараж, платная парковка, стоянка во дворе.

Регулярный осмотр и обслуживание

Даже идеально законсервированный автомобиль "переживёт" длительную стоянку лучше, если ему периодически уделять минимум внимания. Это не всегда возможно. Но если такая возможность есть (родственник, друг, сосед) — то поручите следующее:

  1. Визуальный осмотр кузова и удаление птичьего помёта и прочего.
  2. Контроль и поддержание давления в шинах.
  3. Проверка состояния смазки на законсервированных деталях.
  4. Подзарядка АКБ.
  5. Запуск двигателя.

Периодический запуск позволит избежать коррозии и других проблем внутри двигателя за счёт системы смазки.

Хранение автомобиля более 6 месяцев

Перед постановкой машины на хранение, которое затянется дольше, чем на полгода, необходимо предпринять дополнительные меры по консервации. Также более внимательно стоит отнестись к систематическому контролю состояния автомобиля.

Дополнительные меры по консервации

Помимо всех действий, описанный выше, рекомендуется:

  1. Обработать кузов защитным составом длительного действия.
  2. Тщательно пропитать силиконосодержащей смазкой все эластичные детали.
  3. Заменить моторное масло и фильтр.
  4. Установить новый аккумулятор, если ресурс старого исчерпан более, чем на 15%.
  5. Снять дворники.
  6. Приподнять автомобиль на опорах, чтобы максимально разгрузить подвеску.
  7. Устранить очаги коррозии при наличии.

Также не стоит оставлять машину на столь долгий срок под открытым палящим солнцем.

Систематический контроль состояния автомобиля

Чтобы машина без особых последствия перестояла 6-месячный и больший срок хранения, за ней неизбежно придётся периодически ухаживать. Делать нужно всё то же самое, что и при кратковременной стоянке — осмотр, давление в шинах, смазка, подзарядка АКБ, запуск мотора. Периодичность этих действий выбирается по возможностям — от раза в неделю, но не реже, чем раз в месяц.

Возвращение автомобиля в эксплуатацию после длительного хранения

По завершению длительной стоянки автомобиль необходимо подготовить к дальнейшей эксплуатации. В том числе, его нужно расконсервировать, проверить и заменить технические жидкости, проверить работоспособность всех систем, шин и АКБ.

Расконсервация автомобиля

После длительной стоянки машину следует вымыть и осмотреть на предмет наличия очагов коррозии. Если таковые появились, то устранить. Далее следует убрать излишки смазочных средств, которые применялись для консервации. Обязательно проводится проверка и очистка тормозов. Для этого отлично подходит очиститель тормозов BIG D. В тех местах, где смазка высохла, её необходимо обновить.

Проверка и замена технических жидкостей

Оцените визуально состояние технических жидкостей. Если моторное масло, антифриз или тормозная жидкость потеряли цвет и прозрачность, они подлежат замене. Также необходимо заменить жидкости, ресурс которых вышел согласно регламенту ТО, составленного производителем. Даже если масло и жидкости имеют презентабельный вид, но время их службы вышло — замените. Скорее всего, свойства свои они потеряли.


Проверка работы всех систем автомобиля

При необходимости подзарядите аккумуляторную батарею. Если за ней не ухаживали во время стоянки, и она не заряжается, замените на новую. Запустите двигатель и прогрейте его до рабочей температуры. Проверьте, нет ли аварийных сигналов на панели приборов. Обратите внимание на работу системы смазки, охлаждения, зарядки АКБ. При появлении ошибок, которых раньше не было, обратитесь в сервис для диагностики и устранения.

Проверка состояния шин

Перед первым выездом после длительной стоянки проверьте состояние шин и давление в них. На колёсах не должно быть вздувшихся мест, трещин, необратимых деформаций. Если есть спущенные колёса, отвезите их на шиномонтаж для обслуживания. Если автомобиль ставился на хранение в тёплое время года, а сейчас зима — смените резину на соответствующую сезону.

Дополнительные советы и рекомендации

Описанных выше действий вполне достаточно, чтобы сохранить состояние автомобиля, оставляемого на длительную стоянку. Дополнительно стоит обратить внимание на нюансы, связанные с хранением шин, стабилизаторами топлива и присадками, поддержанием заряда АКБ.

Хранение автомобильных шин и уход за ними

Шины лучше всего сохраняются отдельно от автомобиля и колёсных дисков в правильно созданных условиях. Оптимально для этих целей использовать отапливаемое, хорошо проветриваемое и тёмное помещение. Каждая шина должна храниться отдельно от остальных в таком же положении, в каком она находится на машине (стоя). Нельзя складывать покрышки друг на друга, подвешивать на что-либо, использовать в роли подставки для вещей. Периодически шины стоит переворачивать, чтобы избежать необратимой деформации. Резину полезно обработать специальным средством для консервации.

Стабилизаторы топлива и присадки

Стабилизаторы топлива и присадки служат для сохранения его свойств при длительном хранении. Их применение целесообразно при постановке автомобиля на долговременную стоянку с полным баком. Однако лучшее решение в данном случае — слить всё топливо с бака, и залить перед эксплуатацией машины свежее. Слитое можно использовать для работы менее дорогой и требовательной техники — бензопилы, газонокосилки.


Поддержание заряда аккумулятора

Для поддержания уровня заряда АКБ требуется стационарное зарядное устройство. В периодической подзарядке аккумулятор нуждается даже вне автомобиля. Хотя требуется она в таких случаях намного реже. Если АКБ установлена на машине с активированной охранной системой, подзарядку необходимо выполнять не реже, чем раз в месяц. При хранении полностью заряженной батарее вне автомобиля достаточно уделять ей внимание раз в три месяца.