Не поддающийся откручиванию крепёж способен надолго остановить затеянный ремонт и испортить настрой. Поэтому в арсенале полезно иметь методы решения подобных проблем. Перед тем, как открутить прикипевший болт или гайку, надо выяснить причину, почему они не поддаются. Затем следует подготовить соединение, уменьшив силу трения, которая удерживает крепёж. Только после этого можно применить нестандартные методы откручивания, прибегая сначала к менее разрушительным. Чтобы извлеченный крепёж не доставил проблем в будущем, полезно предпринять профилактические меры.

Причины прикипания болтов и гаек

Причина прикипания болтов, гаек, винтов и прочего крепежа практически всегда одна и та же. Это коррозия металла. Различаются только условия, при которых она развивается. С точки зрения науки коррозия есть ни что иное, как химическая реакция металла с водой, в результате которой образуется гидроксид железа, называемый ржавчиной.

Основная проблема в том, что этого вещества образуется в месте коррозии намного больше, чем было исходного металла. В результате ржавчина заполняет собой соединение, из-за чего многократно увеличивается сила трения, удерживающая крепёж. Чтобы его открутить, по третьему закону Ньютона необходимо приложить соразмерную по величине силу. Часто эта сила превышает предел прочности граней или резьбы крепежа.

Основная причина прикипания болтов и гаек — вода. Однако есть и другие факторы, усугубляющие проблему. Например, грязь. Она накапливается в резьбе, создавая дополнительное сопротивление при откручивании. Поэтому так трудно бывает открутить детали подвески, работающие во влажных и грязных условиях. Если крепёж работает в условиях повышенных температур, реакция коррозии металла ускоряется. Именно поэтому так трудно открутить детали выхлопной системы.

Важность правильного откручивания

Когда крепёж не поддаётся, приложение чрезмерных усилий и поспешные неаккуратные действия могут закончиться следующим результатом:

  • поломка инструмента;
  • сглаживание граней крепежа;
  • порча резьбы в деталях;
  • травмирование;
  • усугубление проблемы;
  • остановка ремонта.

В конечном итоге извлечь можно практически любой закисший болт. Но методы и время, которые понадобятся для этого, не всегда оправданы.

Подготовка к откручиванию прикипевшего крепежа

Любой резьбовой крепёж работает за счёт силы трения. Чтобы открутить его, необходимо её преодолеть, приложив соразмерные усилия к граням или шлицам. Ржавчина, грязь и окислы существенно увеличивают эту силу. Часто она превышает предел прочности крепежа. Поэтому, чтобы увеличить свои шансы на успех, есть смысл предварительно уменьшить эту силу трения.

Для этого есть три простых способа.

Очистка резьбы от ржавчины и грязи

Когда надо открутить соединение с открытым резьбовым участком, полезно очистить его от ржавчины и грязи. Это облегчит процесс после того, как гайка или болт будут сорваны с места. Выбор способа очистки зависит от доступности крепежа. Если проблем с доступом нет, лучше проволочной металлической щётки для этого ещё ничего не придумали. В труднодоступных местах придётся проявить смекалку и подручные средства — ветошь, растворитель, зубную щётку, зубочистку…

Использование противозакисной смазки

Уменьшить силу трения на недоступных участках резьбы поможет смазочное средство BIG D-40. Это многокомпонентный состав, который действует сразу в нескольких направлениях — проникает глубоко в соединение, смазывает поверхности, разрушает ржавчину. В результате применения сила, удерживающая крепёж, существенно уменьшается. А значит уменьшается и та сила, которая потребуется для откручивания болта, гайки или винта. Чем дольше средство воздействует на соединение, тем выше его эффективность.

Постукивание и обратное вращение

Цель этого метода — разрушить ржавчину в резьбовом соединении. При постукивании вдоль оси крепежа он хоть и ненамного, но смещается. В результате "монолитный" слой гидроксида железа разрушается, что также уменьшает силу, удерживающую крепёж. Аналогичный эффект иногда достигается при обратном вращении. То есть перед откручиванием болт или гайку пытаются закрутить с умеренным усилием (чтобы не сорвать грани или резьбу).

Откручиваем прикипевший болт: 10 способов

Предлагаемые далее способы демонтажа расставлены в последовательности, в которой к ним рекомендуется прибегать. Это позволит сэкономить либо время, либо затраты на устранение последствий.

Способ 1. Гаечный ключ и рычаг

Первым делом стоит выбрать более эффективный инструмент. Рожковый гаечный ключ для решения подобных задач — самый плохой вариант. Лучше взять накидной или головку с воротком. Они воздействуют на все грани крепежа, тогда как "рожки" передают усилие, по сути, только в двух точках. Чтобы увеличить крутящий момент, воспользуйтесь физикой Архимеда, который придумал рычаг. Его можно собрать из набора инструментов или по старинке соорудить из трубы.

Способ 2. Ударный инструмент

Ударный инструмент работает по принципу кратковременного прикладывания увеличенного усилия. Он бывает самых разных видов и типов. Например, ударная отвёртка преобразует прямолинейные ударные импульсы в резкое вращательное движение. Пневмогайковерт воздействует на крепёж многочисленными импульсами. Есть также ударные головки (из специального сплава), которые в сочетании с небольшим рычагом и молотком иногда творят чудеса.

Способ 3. Трещотка

Трещотка конструктивно не предназначена для срывания прикипевших болтов и гаек. Для этого есть вороток и удлинители. Однако, когда крепёж находится в ограниченном пространстве, ничем другим, кроме как трещоткой, к нему не подлезть. Совместно с этим инструментом не рекомендуется применять сильно усиливающие момент рычаги и ударную технику откручивания.

Способ 4. Нагревание

При нагреве крепёж расширяется в объёме, за счёт чего увеличивается зазор между резьбовыми соединениями. В свою очередь этот фактор способствует уменьшению силы трения, удерживающую болт или гайку. Наибольший эффект достигается при нагреве только одного из двух элементов соединения. Когда это выполнить невозможно, греть всё соединение тоже имеет смысл.

Применяя эту технику, следует соблюдать меры противопожарной безопасности. Не рекомендуется сильно греть алюминиевые детали, так как нарушается их структура. Извлечённый после нагревания крепёж крайне желательно заменить на новый, так как из-за температурного воздействия он теряет свои характеристики (чаще всего закаляется и становится хрупким).

Способ 5. Электрический нагрев

В предыдущем способе в качестве источника тепла можно использовать газовую горелку, газосварочный аппарат, мощный строительный фен и индукционный нагреватель. Все эти инструменты нагревают крепёж снаружи, что не всегда эффективно. Однако есть способ нагреть болт изнутри. Делается это при помощи электрического тока силой в десятки ампер. Источником тока может быть сварочный инвертор, мощный лабораторный блок питания, пускозарядное устройство, трансформатор.

Способ 6. Применение химически агрессивных средств

Наиболее простыми и сравнительно доступными из таких средств являются кислоты — соляная и ортофосфорная. Они разрушают гидроксид железа, образуя водорастворимые вещества. Например, соляная кислота превращает ржавчину в хлорид железа, который представляет собой соль, растворяющуюся в обычной воде. Ортофосфорная кислота — это основной компонент многих преобразователей ржавчины.

При использовании кислот следует помнить одну важную вещь. После того, как закончится ржавчина, она начнёт разъедать сам металл. Полбеды, если жертвой окажется неподатливый крепёж, который можно просто выбросить. А вот испорченную деталь заменить будет сложнее и дороже.

Способ 7. Распиливание

Если ничего из предложенного не помогло, вы будете вынуждены прибегнуть к более кардинальным и разрушительным методам. После их применения придётся менять крепёж и, возможно, восстанавливать резьбу в деталях.

Наименее разрушительный, но уже кардинальный способ — распиливание. Например, можно спилить не поддающуюся гайку вместе с частью болта. Также можно выпилить на слизанной головке крепежа шлиц под отвёртку или другой инструмент.

Способ 8. Извлекатель сорванных болтов

Извлекатель представляет собой штырь с крупной резьбой. В теле испорченного болта предварительно сверлится отверстие, в которое затем вкручивается данный инструмент. Поскольку резьба у него обратная, после полного закручивания он начнёт выкручивать болт. У этого инструмента есть и другие разновидности. Надо отметить, что они крайне эффективные и щадящие по отношению к деталям, но беспощадны к не поддающемуся крепежу.

Способ 9. Приварка гайки или рычага

К испорченной головке болта почти всегда можно приварить новую гайку, шпильку, гвоздь, кусок арматуры и прочее, что позволит надёжно "ухватиться" инструментом. Исключением являются лишь те случаи, когда привариваться уже не к чему, или к месту не подлезть со сваркой.

Способ 10. Высверливание

Один из наиболее радикальных способов извлечения крепежа, когда уже ничего не помогает. Болт просто высверливается при помощи сверла соответствующего диаметра. К сожалению, после такого мероприятия в получившемся отверстии придётся нарезать новую резьбу.

Профилактические меры и советы

Чтобы при следующем ремонте доставивший хлопоты крепёж открутился без применения радикальных методов, рекомендуется предпринять профилактические меры.

Использование качественных материалов

Не используйте повторно испорченный крепёж. Замените болты и гайки, которые подвергались термическому, химическому или чрезмерному механическому воздействию. Обратите внимание на характеристики крепежа, и не используйте его китайские варианты, изготовленные из "пластилина". Болты и гайки с защитным гальваническим покрытием дольше сопротивляются коррозии.

Соблюдение момента затяжки

Превышение момента затяжки крепежа приводит не только к усложнению его откручивания в будущем. Чрезмерными усилиями можно испортить резьбу, грани болтов и гаек. В конструкциях, которые работают в условиях перепадов температур это приводит к необратимым деформациям соединяемых деталей.

Регулярная проверка и замена крепежа

Болты и гайки с первичными признаками коррозии заблаговременно заменяйте на новые. Перед монтажом соединения резьбы крепежа защищайте от внешней среды смазочными материалами. За некоторое время до предстоящего ремонта примените несколько раз проникающую смазку.