Подготовка автомобиля к долгосрочному хранению
Процесс подготовки машины к долгой стоянке
называется консервацией. Данный термин обозначает действия и создание благоприятных
условий, нацеленных на сохранение свойств и вида вещей, которые склонны
портиться в незащищённом виде. Например, "голый" металл ржавеет,
резиновые изделия грубеют и трескаются, рабочие жидкости расслаиваются, теряя
изначальные характеристики.
Основные 7 шагов по консервации авто перед
долгосрочной стоянкой рассмотрены далее.
Очистка и мойка автомобиля
Грязь содержит вещества, способствующие коррозии и старению материалов, из которых сделан автомобиль. Оставлять её нельзя. Рекомендуется посетить профессиональную мойку, и заказать полный спектр услуг. Чтобы так же качественно очистить машину своими руками, потребуется много времени, источник воды, аппарат высокого давления, пылесос, средства для мойки кузова и чистки деталей салона.
Заправка полного бака
Когда топливный бак заправлен не полностью,
свободное место занимает воздух. Опасен он по двум причинам. Во-первых, в нём
содержится кислород, провоцирующий развитие коррозии. Во-вторых, в воздухе
всегда есть влага. При перепадах температур она конденсируется на внутренней
поверхности бака, ускоряя и усугубляя коррозионные процессы. Топливо, залитое
"до полного", вытесняет воздух и влагу.
Замена технических жидкостей
Это действие целесообразно выполнять только в
том случае, если подошло время по регламенту. Замена жидкостей, ресурс которых
ещё не вышел (по пробегу или времени эксплуатации), не требуется. Если в бачке
омывателя заправлена простая вода, её надо слить. То же самое касается системы
охлаждения. Если в ней циркулирует антифриз, в который периодически доливалась
вода, а на носу зима, оставлять такую жидкость нельзя.
Уход за кузовом и салоном
Лакокрасочное покрытие кузова целесообразно
обработать содержащим воск полиролем. Это защитит материал от влаги, грязи и
других "провокаторов коррозии". Из салона и багажника стоит убрать
всё лишнее. Во-первых, это позволит разгрузить подвеску. Во-вторых, при уличном
хранении в машине не будет вещей, привлекающих внимание воров и хулиганов.
Очистка и обработка деталей салона спецсредствами тоже не повредит.
Проверка давления в шинах
Перед постановкой машины на длительную стоянку
важно убедиться в целостности резины. Если какое-то колесо потихоньку
"спускает", посетите шиномонтажную мастерскую. Проверьте давление в
шинах при помощи манометра. При необходимости добейтесь рекомендуемых
производителем значений. Эти действия помогут защитить шины от деформации и
растрескивания.
Зарядка аккумулятора
Если есть возможность, АКБ с автомобиля лучше вообще снять, и поставить на хранение в тёплое место. В ряде случаев это невозможно. Например, когда машина оставляется далеко от дома (гаража), и обязательно нужна активированная охранная система. В таких случаях АКБ следует зарядить при помощи стационарного зарядного устройства. Минимальный уход тоже не повредит — очистка клемм и выводов, защита их от коррозии, удаление грязи с корпуса аккумулятора, проверка уровня и плотности электролита (для АКБ обслуживаемого типа).
Смазка и консервация механических
частей
Смазка в контексте длительной стоянки — это, в
первую очередь, защита материалов от коррозии и старения. Для выполнения этой
работы отлично подходит смазочное средство BIG D-40. Это универсальный
спрей, которым можно обработать дверные петли и замки, тросики, клеммы АКБ.
Для предотвращения старения резиновых деталей
— дверных уплотнителей, сайлентблоков, пыльников — рекомендуется обработать их силиконовой смазкой BIG D. Состав сохраняет
свойства эластичных материалов, защищает от пересыхания, твердения,
растрескивания. Помогает избавиться от скрипов.
Хранение автомобиля в гараже
Гараж будет лучшим местом для длительного
хранения машины. Но есть ряд условий.
Выбор оптимального гаража
Помещение должно быть отапливаемым и
вентилируемым. Особенно критичным является второе требования. Без поддержания
стабильной температуры правильно законсервированный автомобиль легко простоит
несколько месяцев. А вот если нет вентиляции, в гараже постоянно будет
образовываться конденсат — влага, способствующая развитию коррозии.
Гараж также должен быть хорошо защищённым от
осадков и злоумышленников.
Организация вентиляции
Постоянная циркуляция воздуха в гараже
является ключевым условием длительного хранения автомобиля. Необязательно
делать её принудительной с использованием приточно-вытяжных вентиляторов.
Вполне достаточно естественной вентиляции. Чтобы она работала, в помещении
должны быть приточные и вытяжные каналы. Первые располагаются в нижней части
стен. Вторые в верхней или на потолке.
Важно! Приточно-вытяжные отверстия необходимо защитить от грызунов и птиц.
Для этого они закрываются металлическими решётками.
Защита автомобиля от влаги и пыли
Если в гараже обустроена функционирующая
вентиляция, накрывать машину чехлом нет особого смысла. Для дополнительной
защиты от влаги применяются влагоотталкивающие полироли и смазки. Чтобы машина
не покрывалась толстым слоем пыли, в помещении накануне следует провести
генеральную уборку.
Безопасность и защита от угона
Если гараж расположен в гаражном кооперативе
или является капитальной постройкой с надёжными воротами и замками — машина
защищена от угона. В таких случаях оставлять активированной охранную систему
нет необходимости. Тем более, что заряда АКБ не хватит для её функционирования
в течение долгих месяцев. Особенно при зимнем хранении в неотапливаемом гараже.
Хранение автомобиля под открытым
небом
Данный способ хранения подразумевает выбор
среди двух вариантов. Первый — постановка машины на платную охраняемую стоянку.
Услуга влетит в копеечку, но вряд ли обойдётся дороже, чем покупка нового
автомобиля вместо угнанного. Второй вариант — парковочное место во дворе возле
дома. Это бесплатно. Но менее безопасно. Хорошо, если есть кому поручить
присмотр за машиной во время вашего отсутствия.
Подготовка автомобиля к хранению
на улице
Невзирая на то, что на улице машина со
временем покроется пылью и грязью, ставить её на длительную стоянку не помытой
не стоит. С кузова необходимо убрать следы битума, солей, птичьего помёта, насекомых
— всё это портит лакокрасочное покрытие. Особое внимание следует уделить смазке
трущихся и эластичных элементов. Средства, которые для этого подходят, указаны
выше.
Подойдите с умом при выборе места для
длительной стоянки. Не оставляйте машину там, где есть оживлённое движение,
коммерческая деятельность, высокие деревья. Лучше, если это будет какое-то
тихое место в тупике или в угле двора. Возможно, с вами захотят поменяться
другие жильцы, если вы предложите им своё, более удобное для парковки и ежедневного
выезда место.
Защитные покрытия и чехлы для
автомобиля
Чехол для автомобиля — это достаточно спорное
решение в плане длительного хранения. Во-первых, под ним скапливается влага и
выпадает конденсат. Во-вторых, на ветру и сквозняке чехол с ослабившимися
креплениями будет тереть по лакокрасочному покрытию. В-третьих, чехол, под
которым замёрз конденсат, есть вероятность снять вместе с краской. Данное
средство защиты — отличное при кратковременных стоянках. Ночь, выходные,
неделя. Если же речь о месяцах и сезонах, то машину лучше оставить не накрытой.
Кратковременное хранение
автомобиля (до 6 месяцев)
Перед постановкой машины на хранение, которое
не продлится дольше полугода, необходимо выполнить все основные меры по
подготовке, а также по возможности проводить регулярный осмотр и обслуживание.
Основные меры по подготовке
Детально описаны выше и включают следующие
действия:
- Мойка и чистка кузова.
- Заправка полного бака топливом.
- Замена технических жидкостей, у которых исчерпан ресурс.
- Уход за салоном.
- Обработка силиконосодержащей смазкой резиновых и других эластичных
элементов.
- Консервационная смазка движущихся и трущихся деталей.
- Проверка давления в шинах.
- Обслуживание АКБ.
- Создание оптимальных условий для хранения.
- Защита от
угона.
При выполнении данного чек-листа учитываются
условия, в которых предполагается хранить машину — гараж, платная парковка,
стоянка во дворе.
Регулярный осмотр и обслуживание
Даже идеально законсервированный автомобиль
"переживёт" длительную стоянку лучше, если ему периодически уделять
минимум внимания. Это не всегда возможно. Но если такая возможность есть
(родственник, друг, сосед) — то поручите следующее:
- Визуальный осмотр кузова и удаление птичьего помёта и прочего.
- Контроль и поддержание давления в шинах.
- Проверка состояния смазки на законсервированных деталях.
- Подзарядка АКБ.
- Запуск
двигателя.
Периодический запуск позволит избежать
коррозии и других проблем внутри двигателя за счёт системы смазки.
Хранение автомобиля более 6
месяцев
Перед постановкой машины на хранение, которое
затянется дольше, чем на полгода, необходимо предпринять дополнительные меры по
консервации. Также более внимательно стоит отнестись к систематическому
контролю состояния автомобиля.
Дополнительные меры по
консервации
Помимо всех действий, описанный выше,
рекомендуется:
- Обработать кузов защитным составом длительного действия.
- Тщательно пропитать силиконосодержащей смазкой все эластичные
детали.
- Заменить моторное масло и фильтр.
- Установить новый аккумулятор, если ресурс старого исчерпан более,
чем на 15%.
- Снять дворники.
- Приподнять автомобиль на опорах, чтобы максимально разгрузить
подвеску.
- Устранить
очаги коррозии при наличии.
Также не стоит оставлять машину на столь
долгий срок под открытым палящим солнцем.
Систематический контроль состояния
автомобиля
Чтобы машина без особых последствия перестояла
6-месячный и больший срок хранения, за ней неизбежно придётся периодически
ухаживать. Делать нужно всё то же самое, что и при кратковременной стоянке —
осмотр, давление в шинах, смазка, подзарядка АКБ, запуск мотора. Периодичность
этих действий выбирается по возможностям — от раза в неделю, но не реже, чем
раз в месяц.
Возвращение автомобиля в
эксплуатацию после длительного хранения
По завершению длительной стоянки автомобиль необходимо
подготовить к дальнейшей эксплуатации. В том числе, его нужно
расконсервировать, проверить и заменить технические жидкости, проверить
работоспособность всех систем, шин и АКБ.
Расконсервация автомобиля
После длительной стоянки машину следует вымыть
и осмотреть на предмет наличия очагов коррозии. Если таковые появились, то
устранить. Далее следует убрать излишки смазочных средств, которые применялись
для консервации. Обязательно проводится проверка и очистка тормозов. Для этого
отлично подходит очиститель тормозов BIG D. В тех местах, где
смазка высохла, её необходимо обновить.
Проверка и замена технических
жидкостей
Оцените визуально состояние технических жидкостей. Если моторное масло, антифриз или тормозная жидкость потеряли цвет и прозрачность, они подлежат замене. Также необходимо заменить жидкости, ресурс которых вышел согласно регламенту ТО, составленного производителем. Даже если масло и жидкости имеют презентабельный вид, но время их службы вышло — замените. Скорее всего, свойства свои они потеряли.
Проверка работы всех систем
автомобиля
При необходимости подзарядите аккумуляторную
батарею. Если за ней не ухаживали во время стоянки, и она не заряжается,
замените на новую. Запустите двигатель и прогрейте его до рабочей температуры.
Проверьте, нет ли аварийных сигналов на панели приборов. Обратите внимание на
работу системы смазки, охлаждения, зарядки АКБ. При появлении ошибок, которых
раньше не было, обратитесь в сервис для диагностики и устранения.
Проверка состояния шин
Перед первым выездом после длительной стоянки
проверьте состояние шин и давление в них. На колёсах не должно быть вздувшихся
мест, трещин, необратимых деформаций. Если есть спущенные колёса, отвезите их
на шиномонтаж для обслуживания. Если автомобиль ставился на хранение в тёплое
время года, а сейчас зима — смените резину на соответствующую сезону.
Дополнительные советы и
рекомендации
Описанных выше действий вполне достаточно,
чтобы сохранить состояние автомобиля, оставляемого на длительную стоянку.
Дополнительно стоит обратить внимание на нюансы, связанные с хранением шин,
стабилизаторами топлива и присадками, поддержанием заряда АКБ.
Хранение автомобильных шин и уход
за ними
Шины лучше всего сохраняются отдельно от
автомобиля и колёсных дисков в правильно созданных условиях. Оптимально для
этих целей использовать отапливаемое, хорошо проветриваемое и тёмное помещение.
Каждая шина должна храниться отдельно от остальных в таком же положении, в
каком она находится на машине (стоя). Нельзя складывать покрышки друг на друга,
подвешивать на что-либо, использовать в роли подставки для вещей. Периодически
шины стоит переворачивать, чтобы избежать необратимой деформации. Резину
полезно обработать специальным средством для консервации.
Стабилизаторы топлива и присадки
Стабилизаторы топлива и присадки служат для сохранения его свойств при длительном хранении. Их применение целесообразно при постановке автомобиля на долговременную стоянку с полным баком. Однако лучшее решение в данном случае — слить всё топливо с бака, и залить перед эксплуатацией машины свежее. Слитое можно использовать для работы менее дорогой и требовательной техники — бензопилы, газонокосилки.
Поддержание заряда аккумулятора
Для поддержания уровня заряда АКБ требуется
стационарное зарядное устройство. В периодической подзарядке аккумулятор
нуждается даже вне автомобиля. Хотя требуется она в таких случаях намного реже.
Если АКБ установлена на машине с активированной охранной системой, подзарядку
необходимо выполнять не реже, чем раз в месяц. При хранении полностью
заряженной батарее вне автомобиля достаточно уделять ей внимание раз в три
месяца.