Содержание:

  1. Устройство ручного тормоза
  2. Когда требуется регулировка ручного тормоза
  3. Основные причины неисправности
  4. Самостоятельная диагностика ручного тормоза
  5. Пошаговое руководство по регулировке ручного тормоза
  6. Часто задаваемые вопросы

Например, если водитель припарковал автомобиль на склоне и затянул ручной тормоз, исправная система удержит машину на месте. В противном случае транспортное средство может начать скатываться. Если вы заметили, что ручник не обеспечивает необходимую устойчивость, требуется срочная регулировка ручного тормоза.

На автомобилях с механической коробкой передач (МКПП) можно дополнительно включить первую передачу, чтобы компенсировать недостатки ручника. Однако на автоматических трансмиссиях (АКПП) это сделать сложнее, так как режим "паркинг" не всегда обеспечивает полную надежность. Без правильно настроенного ручного тормоза сложно безопасно трогаться в гору или парковаться на уклонах.

Устройство ручного тормоза

Классический ручной тормоз работает по механическому принципу. В салоне автомобиля находится рычаг, который через систему тросов и регулировочных механизмов соединен с тормозными колодками задних колес:

  • Подтягивание рычага: водитель тянет рычаг на себя, слыша характерные щелчки (обычно от 2 до 8).
  • Передача усилия: передний трос внутри оболочки передает усилие на задние тросы.
  • Блокировка колес: колодки в барабане раздвигаются или суппорты в дисковых тормозах сжимаются, блокируя колеса.

Когда водитель отпускает рычаг, натяжение троса ослабевает, и колодки перестают прижиматься к барабанам или дискам, позволяя автомобилю двигаться.

Другие типы ручных тормозов

  • Гидравлический ручник: вместо троса используется тормозная жидкость. Рычаг активирует поршень, создающий давление в системе и приводящий в действие колодки или суппорты.
  • Электронный ручник: управляется кнопкой в салоне. Электродвигатель натягивает тросик или напрямую воздействует на тормозные механизмы.

Когда требуется регулировка ручного тормоза

Согласно правилам дорожного движения, исправный ручной тормоз должен удерживать неподвижный автомобиль на уклоне до 23% без нагрузки. При полной загрузке машины этот показатель снижается до 16%. Для грузовых автомобилей допустимый уклон составляет 31%.

Признаки необходимости регулировки:

  • Увеличение количества щелчков при подтягивании рычага более 8.
  • Автомобиль скатывается на уклоне при затянутом ручнике.
  • Свободный ход рычага стал больше обычного.

Основные причины неисправности

  • Износ тормозных колодок: накладки стираются, уменьшая эффективность торможения.
  • Растяжение тросика ручника: металл со временем может слегка удлиняться под нагрузкой.
  • Повреждение тросика: коррозия или механические повреждения приводят к заеданию или обрыву.

Если вы заметили, что ручник ослаб или не держит автомобиль на месте, необходимо подтянуть ручной тормоз и провести регулировку троса ручника.

Самостоятельная диагностика ручного тормоза

Рекомендуется проверять состояние ручника как минимум раз в месяц или каждые 30 000 км пробега.

Методы диагностики:

  1. Тест на уклоне:
    • Найдите безопасный уклон около 16%.
    • Поставьте автомобиль на ручник и отпустите педаль тормоза.
    • Если машина не скатывается, ручник работает исправно.
  2. Тест на трогание с места:
    • На ровной поверхности затяните ручной тормоз.
    • Включите первую передачу и попробуйте плавно тронуться.
    • Если двигатель глохнет и автомобиль не движется, ручник функционирует правильно.

Обратите внимание: если при затянутом ручнике автомобиль начинает движение или ручник поднимается на непривычно большое количество щелчков, необходимо регулировать ручной тормоз.

Пошаговое руководство по регулировке ручного тормоза

Правильная регулировка ручного тормоза — залог безопасности вашего автомобиля на дороге и при парковке. Подробно рассмотрим, как подтянуть ручник своими руками, чтобы обеспечить его эффективную работу.

Перед началом регулировки необходимо подготовить автомобиль и инструменты:

    • Домкрат и опорные стойки.
    • Набор гаечных ключей и отверток.
    • Баллонный ключ для снятия колес.
    • Очиститель тормозов для очистки тормозных механизмов.
    • Перчатки и защитные очки для безопасности.

Прежде чем приступить к регулировке, необходимо определить текущее состояние ручника:

    • Поднимите рычаг ручного тормоза и посчитайте количество щелчков до полной фиксации.
    • В норме рычаг должен подниматься на 5–7 щелчков.
    • Если количество превышает 7 или рычаг поднимается слишком легко, требуется подтяжка ручника.

Тест на уклоне:

    • Найдите безопасный уклон с наклоном около 16–23%.
    • Поставьте автомобиль на ручник и убедитесь, что он не скатывается.
    • Если машина движется, ручной тормоз ослаб и нуждается в регулировке.
  1. Установите автомобиль на ровной поверхности.
  2. Подложите противооткатные упоры под передние колеса.
  3. На механической коробке передач включите первую передачу; на автоматической — режим парковки (P).
  4. С помощью баллонного ключа слегка ослабьте крепежные болты заднего колеса, не снимая их полностью.
  5. Установите домкрат под усиленное место кузова рядом с задним колесом.
  6. Поднимите автомобиль до отрыва колеса от земли.
  7. Для безопасности установите опорные стойки.
  8. Очистить тормозные компоненты с помощью очистителя тормозов.
  9. Снимите декоративную панель или обшивку вокруг рычага ручника, чтобы открыть доступ к тросу и регулировочной гайке.
  10. Если присутствует контргайка, ослабьте ее для свободного вращения регулировочной гайки.
  11. Вращайте регулировочную гайку по часовой стрелке, постепенно подтягивая тросик ручника.
  12. После каждого оборота проверяйте свободный ход рычага.
  13. Поднимите рычаг и посчитайте количество щелчков.
  14. Регулируйте до достижения оптимальных 5–7 щелчков.
  15. После достижения нужного натяжения затяните контргайку, чтобы фиксировать положение гайки натяжителя.

Регулировка ручного тормоза — важная процедура, которую можно выполнить самостоятельно, следуя пошаговому руководству. Знание того, как правильно подтянуть ручной тормоз, позволит вам обеспечить безопасность при парковке и эксплуатации автомобиля.

Часто задаваемые вопросы

На сколько щелчков должен подниматься ручник?

Оптимальное количество — от 5 до 7 щелчков. Это обеспечивает надежную фиксацию автомобиля без чрезмерного натяжения троса.

Как подтянуть тросик ручника, если он ослаб?

Следуйте шагам по регулировке троса у основания рычага ручника, постепенно подтягивая его до нужного состояния.

Что делать, если ручник не держит после регулировки?

Проверьте состояние тормозных колодок и троса. Возможно, требуется их замена.

Можно ли перетянуть трос ручника?

Да, чрезмерное натяжение может привести к постоянному трению колодок о барабан, что вызовет их быстрый износ и перегрев.