Почему необходимо менять масло в двигателе

Моторное масло — это рабочая жидкость системы смазки автомобильного двигателя. Оно выполняет всего 2 функции:

  1. Снижает силу трения между трущимися деталями.
  2. Отводит часть тепла от нагревающихся элементов.

Отвод теплоты не является основной задачей системы смазки. Для этого есть система охлаждения. А вот снижение силы трения, наоборот — ключевая функция. Что она даёт? Во-первых, трущиеся детали испытывают меньшее сопротивление, легче двигаются, “не тормозятся”, за счёт чего обеспечиваются динамические характеристики двигателя. Во-вторых, образующаяся между трущимися поверхностями масляная плёнка снижает износ. Другими словами, не позволяет деталям стираться в металлическую стружку.

В процессе эксплуатации смазка подвергается различным воздействиям, ухудшающих его свойства. Больше всего оно “страдает” от высоких температур и смешивания с продуктами сгорания топлива. Именно из-за этих факторов подлежащее замене масло имеет чёрный цвет, а не медовый. Современные моторные смазки — многокомпонентные, с присадками и особой структурой. Со временем эта структура разрушается. Оно становится более текучим, хуже задерживается на трущихся поверхностях.

“Добивает” смазку металлическая пыль — продукт износа деталей двигателя. По задумке инженеров она должна задерживаться масляным фильтром. Но весь мусор он выловить не может. А потому часть его скапливается в виде осадка в картере двигателя, где всегда находится большая часть моторного масла.

Несвоевременная замена сулит следующие проблемы:  

  • ухудшение динамики авто;
  • ускоренный износ деталей;
  • снижение компрессии;
  • перегрев;
  • закупорка мелких масляных каналов;
  • бедная смазка деталей газораспределительного механизма.

Если на обслуживание системы смазки забить вовсе — рано или поздно двигатель заклинит или перестанет работать более изощрённым способом.

Рекомендации производителей автомобилей по интервалам замены масла

Ключевым моментом рассматриваемого пункта ТО является своевременность. Она определяется регламентом, разработанным производителем вашего автомобиля. Однако искать и смотреть инструкцию в ряде случаев необязательно. Для большинства легковых серийных автомобилей периодичность замены масла определяется по одному из двух критериев:

  1. Пробег от замены к замене — 10 000 км.
  2. Время эксплуатации масла — 1 год.

Что первое наступит, на то и надо ориентироваться. Например, если за год вы проехали всего 6 000 км, то обслужить систему смазки всё равно придётся. Если за тот же период одометр “наматывает” 30 000 км, то масло вы должны менять три раза в год, через каждые 10 000 км.

Рекомендации специалистов по эксплуатации автомобилей

Приведённые выше критерии — усреднённые. При определённых условиях обслуживать систему смазки можно и реже. Хотя чаще бывает так, что специалисты рекомендуют делать это чаще, чем рекомендует производитель в регламенте. Причин тому много, а основные из них рассмотрены далее.

Влияние режимов эксплуатации на интервал замены масла

Сильно, но не в наибольшей степени на частоту ТО системы смазки влияет режим эксплуатации автомобиля. Под режимом подразумеваются следующие факторы:

  • диапазон температур воздуха;
  • запыленность окружающей среды;
  • влажность;
  • дорожные условия.

Стоит менять чаще, если машина “живёт” в условиях адской жары или сильных морозов, в пыльной и грязной местности, при повышенной влажности, на плохих и трудных дорогах. То же самое касается техники, эксплуатируемой в горах.

Дополнительные факторы, влияющие на интервал замены масла

На частоту ТО системы смазки влияет ещё ряд факторов:

  • качество масла;
  • стиль вождения;
  • техническое состояние двигателя;
  • сфера использования автомобиля;
  • качество топлива.

Экономите на топливе и купили смазку подешевле — замените его раньше. Водите агрессивно — смазка быстрее теряет свойства. Машина “на ладан дышит” — то же самое. Коммерческие автомобили по умолчанию подвергаются большим нагрузкам, а значит и рабочие жидкости изнашивается быстрее.

Как проверять уровень и давление масла в двигателе

Казалось бы, простейшие процедуры. Но добрая половина водителей выполняет их как попало. Проще всего с давлением. За ним следит датчик и, в случае критического падения выводится соответствующий сигнал на панели приборов или бортовом компьютере. Редко, но датчики давления выходят из строя. Чтобы не прозевать из-за этого низкое давление, при проведении каждого ТО проверяйте исправность данной системы сигнализации.

С уровнем масла ещё проще, но и тут есть нюансы. Правильный алгоритм проверки предполагает выполнение следующих условий и действий:

  1. Автомобиль должен быть установлен на ровной горизонтальной поверхности.
  2. Давление в шинах должно быть одинаковым.
  3. Двигатель может быть либо холодным, либо с момента его выключения должно пройти не менее 5 минут (это необходимо, чтобы жидкость стекла в поддон и щуп зафиксировал корректный уровень).
  4. Проверку можно выполнять только штатным щупом (иногда они ломаются, а замена подбирается “на глаз”).
  5. Вытащите щуп.
  6. Протрите его сухой салфеткой.
  7. Вставьте обратно.
  8. Извлеките аккуратно, не спеша.
  9. Оцените уровень по отметкам.
  10. Следы масла должны быть между верхней и нижней отметками.

Как правило, расстоянию между максимальной и минимальной отметками на щупе соответствует объём масла в 1 литр. Это полезно знать, если вы не представляете, сколько нужно долить жидкости в случае недостаточного уровня.


Итоги. Проверка уровня масла будет некорректной, если двигатель перекошен или только что работал. При первом извлечении щупа показатели могут быть искажёнными или размазанными в буквальном смысле слова. Нормальный уровень — между отметками. Но лучше поддерживать ближе к максимуму.

Какие бывают масляные фильтры и как выбрать подходящий

Замена масла предполагает обязательную замену масляного фильтра. Использовать один и тот же фильтр дважды — опасно. Он засоряется и перестаёт выполнять свои функции. Залить свежее масло и не поменять фильтр, это то же самое, что сварить суп второй раз в немытой кастрюле.

Какой масляный фильтр выбрать для конкретного автомобиля

Конструкция посадочного места под фильтр от одного автомобиля к другому — отличается. Во-первых, фильтрующий элемент может быть с корпусом или в виде картриджа. Во-вторых, отличаются резьбы для установки расходника. В-третьих, фильтры отличаются размерами, от которых зависит их ресурс и пропускная способность.

С конфигурацией и резьбой всё просто — неподходящий фильтр просто не получится установить на двигатель. Что касается размеров, то здесь есть “поле для манёвров”. Однако. Если поставить фильтр меньшего размера, чем предусмотрел производитель, он раньше срока забьётся. В большем фильтре нет ничего плохого. Только он может не влезть на своё штатное место, а также на его долю придётся добавить дополнительное масло (объём = объём системы смазки + объём фильтра).

Чтобы выбрать подходящий, проще всего смотреть на список совместимых марок и моделей авто. Можно взять старый фильтр, и купить по визуальной схожести. В мануале к машине тоже есть информация о подходящих вариантах.

Виды масляных фильтров

На один и тот же двигатель невозможно поставить масляный фильтр неподходящей формы или размеров. Но зато иногда есть выбор в плане “начинки” и принципа работы этой детали.

В наше время фильтры для системы смазки автомобиля бывают:

  • картриджные;
  • магнитные;
  • сетчатые;
  • комбинированные;

Какой-либо принципиальной разницы в плане функциональности между ними нет. Магнитные и комбинированные стоят подороже, но и работают немного эффективнее. Однако это не означает, что с изобретением таких фильтров обычные бумажные резко “разучились фильтровать”. И да, за инновации и навороты, как и полагается, придётся раскошелиться.

Ошибки при замене масла и фильтра

В процессе ТО системы смазки чаще всего допускаются следующие 3 ошибки:

  1. Неправильный выбор масла и фильтра.
  2. Неправильная установка фильтра.
  3. Неправильная последовательность замены масла.

Вкратце рассмотрим, как избежать этих ошибок.

Неправильный выбор масла и фильтра

Как подбирать фильтр, понятно. Проще всего спросить у толкового продавца или посмотреть на список совместимости.

Что касается масла, то у него есть маркировка из двух чисел, характеризующих вязкость зимой и летом. Это ключевой момент. Какая марка подходит вашему авто — смотрите в руководстве по эксплуатации. Как правило, в нём есть несколько вариантов на выбор.

Неправильная установка фильтра

При установке фильтра можно допустить две фатальные ошибки — забыть о прокладке и недотянуть. В обоих случаях возникнет утечка масла, что приведёт к быстрому снижению сначала уровня, а потом и давления. Как делать правильно — рассказано далее.

Неправильная замена масла

Несмотря на кажущуюся простоту, процедура замены масла должна выполняться в определённой последовательности. Нарушение алгоритма может закончиться тем, что вы поедете вообще “на сухую”. Правильная последовательность тоже рассмотрена ниже.

Инструменты и место для замены масла и фильтра

Всё необходимое для данного вида ТО желательно подготовить до начала процедуры. Как минимум, чтобы потом не бежать пешком в магазин за недостающей вещью.

Необходимые инструменты

Из инструментов требуется ключ для болта, которая выполняет функцию пробки. Находится в нижней точке поддона, в сливном отверстии. Если пробку “прихватило”, и её не получается открутить, выручит оказавшаяся под рукой универсальная смазка BIG D-40. В ряде случаев также может потребоваться приспособление для выкручивания фильтра.

Дополнительно подготовьте тару для отработки (отработанного масла). Это может быть таз, ведро, обрезанная канистра. Есть и “специальная” тара, которую можно купить в автомагазине. Для заливки свежей жидкости пригодится воронка. Перчатки и одежда, которую не жалко испачкать, тоже не помешают.

Место проведения замены

В случае самостоятельной замены подойдёт смотровая яма или эстакада. На СТО используют профессиональный подъёмник. Главное условие — машина должна быть установлена горизонтально.

Подготовка двигателя к замене масла и фильтра

Перед заменой пройдитесь по этому списку:

  1. Свежее масло в нужном объёме .
  2. Новый фильтр.
  3. Тара для отработки.
  4. Смотровая яма или эстакада.
  5. Ключ для болта-пробки.
  6. Приспособление для снятия фильтра.
  7. Воронка.

Если доступ к сливному отверстию загораживает защита двигателя, приготовьте ключи для её демонтажа. На некоторых авто можно обойтись лайфхаком с обрезанной канистрой.

Пошаговая инструкция замены масла и фильтра

Установите автомобиль на место проведения ТО. Если двигатель холодный, прогрейте до рабочей температуры. Так масло станет более текучим и хорошо будет вытекать.

Внимание! Греть двигатель до максимальных температур бессмысленно и травмоопасно. Есть риск обжечься во время откручивания сливной пробки. Если не уверены, что получится избежать контакта с отработкой, когда вы будете её сливать, прогрейте лишь слегка.

Слив отработанного масла и замена масляного фильтра

Подставьте тару для отработки в то место, куда предположительно попадёт струйка. На данном этапе полезно иметь помощника — один откручивает, второй подставляет поближе тару. Для ускорения процесса можно снять крышку заливной горловины. Открутите болт-пробку и дождитесь, пока отработка стечёт. На этом этапе важно терпение.

Если в запасе есть пол-литра-литр свежего масла, залейте его на этом этапе. Оно вымоет и вынесет с собой часть осадка и старой чёрной смазки, которая неизбежно остаётся на дне поддона.

Открутите фильтр. Помните, что там тоже есть смазка, и она может быть горячей. Протрите посадочное место от грязи, пыли. Смажьте прокладку нового фильтра тем же, что будете заливать в мотор. Установите фильтр и затяните его от руки. Если в руках силы не очень много, воспользуйтесь приспособлением.

Залив нового масла

Важно!!! На этом этапе многие допускают фатальную ошибку — забывают вернуть на место сливную пробку. Если этого не сделать и начать заливать свежее масло, оно вытечет и будет безвозвратно потеряно.

Закручивая пробку, не прилагайте чрезмерных усилий. Особенно, если поддон алюминиевый. Срыв резьбы может обездвижить ваше авто надолго. Не забудьте об уплотнительной шайбе.

Когда фильтр и пробка на своих местах, залейте свежее масло через заливную горловину. Сколько лить — указано в мануале к конкретному двигателю.

Проверка уровня и давления масла после замены

Не запуская двигатель проверьте уровень. Если он между отметками — произведите пробный запуск, глядя на индикатор давления масла. Если лампа погасла, как и положено — замена масла прошла успешно.

Дайте двигателю немного поработать, чтобы смазка зашла в фильтр. После этого заглушите мотор и дайте ему постоять 5 минут. Повторно проверьте уровень масла и, при необходимости долейте до требуемого уровня.

Проверка на наличие утечек

Пока двигатель работает и отстаивается на предыдущем этапе — осмотрите фильтр и пробку на предмет наличия утечек. Если они есть, попробуйте подтянуть болт или фильтр. Если не помогает, то значит повреждена или не установлена прокладка.

Что можно сломать при замене масла и как этого избежать

При откручивании закисшей пробки есть риск “слизать” грани. Чтобы избежать этого, воспользуйтесь универсальной смазкой. При обратном вкручивании болта важно не сорвать резьбу.

Если после проведения процедуры вы удостоверились, что масло в двигателе, а не на полу, утечек нет, уровень и давление в норме — сломать вы больше ничего не сможете.

Полезные советы для увеличения срока службы двигателя

Чтобы увеличить ресурс ДВС по части системы смазки, прислушайтесь к следующим советам:

  1. Обязательно ежедневно проверяйте уровень масла.
  2. Доливайте при необходимости.
  3. Следите за цветом и текучестью масла — если оно почернело или стекает со щупа, как водичка, его пора менять.
  4. Контролируйте давление в системе.
  5. Производите замену не реже, чем указано в регламенте.
  6. Не используйте некачественное топливо.
  7. Не покупайте самые дешёвые масла.
  8. Не экономьте на фильтре.
  9. Не уверены в успехе самостоятельного ТО — обратитесь на СТО.
  10. Соблюдайте порядок действий, описанный выше.

Особое внимание обращайте на систему смазки, если автомобиль эксплуатируется в экстремальных условиях или вы любитель агрессивного стиля вождения.

Самостоятельная замена масла и фильтра или обращение в сервис

Пару десятков лет назад моторное масло все меняли самостоятельно. Это одна из процедур, схожих с неким ритуалом, приносящим удовольствие. После ТО и двигатель вроде ровнее работает, и динамика прибавляется, и отзывчивее становится педаль акселератора.

В наше время необходимость в самостоятельном ТО практически полностью отпала. На сервисе эта услуга стоит недорого, выполняется быстро, правильно и качественно. А у водителя “руки чистые”.

Как обслуживать свой автомобиль — выбор индивидуальный. Если вы можете, хотите и у вас получается, то нет абсолютно ничего страшного в самостоятельной замене масла. Обращение к профи поможет сэкономить время, остаться чистым, и не допустить фатальных ошибок.

Заключение

Смена моторного масла — это важнейшая часть ТО автомобиля. Выполняется с интервалом, регламентируемым производителем, и корректируемым условиями эксплуатации. Самостоятельная замена — это экономия 1000-1500 рублей. Обращение на СТО — это экономия времени и гарантия, что процедура не закончится проблемами.