Что такое силиконовая смазка и почему она важна для автомобиля?

Силиконовая смазка — вязкая жидкость или паста белого цвета, основными компонентами которой является силиконовое масло (полимеризованные силоксаны) и загуститель. От концентрации последнего зависит консистенция готового к применению состава. Например, есть очень жидкие вариации, которые используются в спреях и аэрозольных баллончиках. Такая смазка хорошо проникает в труднодоступные места. Менее текучие составы удобны для обработки открытых поверхностей и лучше удерживаются на них.

Широкое распространение силиконосодержащих смазок сильно изменило возможности и сам процесс ухода за автомобилем. Раз и навсегда решены известные проблемы с пересыханием и замерзанием резиновых уплотнителей. Упростилась борьба с коррозией клемм АКБ и прочих электрических контактов. Появилась надёжная защита дверных замков от заклинивания в зимнее время года. Под рукой у автовладельца всегда есть удобное, простое, легко применяющееся средство для быстрой смазки трущихся элементов.

Важно понимать. Силиконовые смазки не способны убрать следы коррозии металла, соли свинца на клеммах АКБ, трещины в резине и пластике. Для этого предназначены совсем другие составы. Они также не удаляют окислы и грязь с электрических составов. Лёд они тоже отнюдь не расплавляют. Механизм действия силиконосодержащих составов совсем другой.

Назначение силиконовой смазки

Большинство смазок на основе полимеризованных силоксанов предназначены для следующих задач:

  1. Смазывание трущихся поверхностей. На обработанных деталях образуется тончайший слой полимеров, которые значительно снижают силу трения. В том числе, между разнородными материалами. В результате работа механизмов облегчается, снижается износ, улучшается функциональность.
  2. Защита металла от коррозии. Густая смазка равномерно растекается и прочно держится на любых металлических поверхностях. Образующийся полимерный слой ограничивает доступ атмосферного кислорода к материалу, который как раз и является основным компонентом химической реакции ржавления. Стоит отметить, что смазка не столь надёжна и долговечна, как лакокрасочное покрытие или спецсредства для обработки кузовов автомобилей от коррозии. Со временем она смывается и стирается, потому такая антикоррозионная защита нуждается в регулярном обновлении.
  3. Восстановление свойств резины. Полимеры проникают в поры и трещины на резинотехнических изделиях, образуя защиту от влаги, грязи, ультрафиолетового излучения. Все эти факторы старят резину, из-за чего она теряет эластичность, растрескивается, разрушается. Важным преимуществом силиконовых смазок является то, что они не смягчают и не разрыхляют резину, как углеродосодержащие аналоги.
  4. Отталкивание влаги. Защитные слой на обработанных поверхностях обладает достаточной плотностью для того, чтобы вода не могла проникать сквозь неё к материалу. Это свойство используется для защиты от коррозии, конденсата и образования наледи на деталях автомобиля.
  5. Устранение скрипов. Основным источником скрипов на машине являются трущиеся между собой резиновые, пластиковые и окрашенные металлические детали. Слой силиконовой смазки надолго решает эту проблему. В машине обычно с этой целью обрабатываются уплотнительные резинки и стыки пластиковой отделки.
  6. Герметизация уплотнителей. В автомобиле они есть во всех проёмах. Разгерметизация происходит из-за того, что резина со временем теряет эластичность и может обладать эффектом памяти формы. Регулярная обработка уплотнителей силиконовыми смазками позволяет защитить уплотнители от старения и необратимого сминания. За счёт этого сохраняется комфортабельность авто.
  7. Замена смазок, теряющих свои свойства при низких и высоких температурах. Сделанные на основе углеродов смазки замерзают на минимальном морозе и быстро испаряются при температуре кипения воды. Силиконосодержащие составы (далеко не все) способны сохранять работоспособность в диапазоне от -30 до +250 градусов Цельсия. Это позволяет применять их там, где углеродные аналоги кристаллизуются или преждевременно улетучиваются.

Дополнительно можно отметить декоративную функцию силиконовых смазок. Обработанные ими резиновые и пластиковые поверхности приобретают блеск, глубокий насыщенный цвет и эстетическую привлекательность. Аналогичным эффектом обладают полироли для пластиковой и кожаной отделки салона автомобиля.

Почему именно силикон?

Силикон — это кремнийорганическое соединение, где в качестве органики выступает метил, этил или фенол. Силиконовые масла, на основе которых делаются смазывающие средства, являются полиорганосилоксанами. Последние производятся химической промышленностью методом поликонденсации. Данный метод основан на гидролизе с последующей полимеризацией и стабилизацией полученного вещества.

Силиконосодержащие составы обладают рядом уникальных свойств, что стало основной причиной их распространения в разных сферах деятельности. В быту они используются для смазки, герметизации, уменьшения адгезии, придания гидрофобности, сохранения свойств в экстремальных условиях эксплуатации. Силиконы не проводят электрический ток, не воспламеняются, химически инертны, долговечны, экологичны.

Интересная информация. Русскоязычный термин "силикон" в данном контексте походит от английского silicone. Он предложен в 1901 году английским химиком Фредериком Киппингом. Часто из-за схожести слов silicone (силикон) и silicon (кремний) этот термин неверно переводится на русский язык. Именно из-за так называемых трудностей перевода у нас появилось словосочетание "Силиконовая долина", которая на самом деле к силикону никакого отношения не имеет (правильный перевод — "Кремниевая долина").

Влияние силиконовой смазки на продолжительность службы автомобиля

Грамотное применение силиконовых смазок для ухода за автомобилем продлевает срок его службы сразу в нескольких аспектах. Обработка металлических деталей позволяет предотвратить губительную коррозию. Резинотехнические изделия меньше деградируют от воздействия таких факторов, как ультрафиолет, влага, грязь, перепады температуры.

Регулярное смазывание замков, ручек, тросиков, ремней, защёлок и прочих пользовательских механизмов на автомобиле, предотвращает их разрушение. Например, обработанный дверной замок будет отталкивать влагу. Благодаря этому механизм не замёрзнет зимой на морозе, и к нему не придётся прилагать нечеловеческие усилия, чтобы открыть дверь или багажное отделение.

Как выбрать качественную силиконовую смазку для автомобиля?

При выборе необходимо ориентироваться на следующие критерии:

  1. Совместимость с обрабатываемыми материалами. Универсальные средства имеют минимальный состав и подходят для металлов, резинотехнических и пластиковых изделий. На рынке есть варианты с узким назначением. Например, силиконовые смазки для ухода за дворниками или уплотнительными резинками. О совместимости или ограничениях, если они есть, производитель обязан информировать потребителя на упаковке. Следует прислушиваться к этим рекомендациям, чтобы не повредить вид и свойства несовместимых с компонентами смазки материалов автомобиля.
  2. Форма упаковки. Силиконосодержащие смазки выпускаются в виде шариковых флакончиков, туб с губкой, полутвёрдых стержней, спрея и в аэрозольных баллончиках. Их особенности, плюсы и минусы рассмотрены ниже.
  3. Температура эксплуатации. Обычно указывается производителем в виде диапазона от минимальной до максимальной отметки. За его пределами состав резко теряет свои свойства и может вообще оказаться неработоспособным.
  4. Консистенция. Бывают очень текучие и везде проникающие составы. Более густые смазки подходят для создания устойчивой долговечной защиты на открытых поверхностях. Смазки в твёрдом виде предназначены исключительно для нанесения на ровные поверхности.
  5. Дополнительные свойства. В состав некоторых силиконовых смазок входят ингибиторы коррозии, компоненты, усиливающие блеск поверхности, ароматизаторы. Информация об их наличии всегда есть на упаковке или в описании продукции.

Удобнее всего применять силиконовую универсальную смазку в аэрозольном баллончике, которая подходит "на все случаи жизни".

В какой упаковке лучше купить силиконовую смазку?

Форм-фактор упаковки силиконовой смазки влияет на удобство её использования и другие свойства.

Шариковые флакончики

Упаковка аналогична дезодорантам — компактная бутылочка с шариком из пластика, который вращаясь, "набирает" на себя содержимое. Такая форма очень удобна для обработки резиновых уплотнителей с несложной конфигурацией. Большие площади покрыть шариковой смазкой будет очень сложно. Для труднодоступных мест не подходит абсолютно.

Тубы с губкой

Упаковка аналогична кремам для обуви — туба из мягкого материала с губкой, через которую при надавливании просачивается содержимое. По удобству и местам применения во многом схожа с шариковыми флакончиками. Небольшую и относительно ровную поверхность обрабатывать удобно. Для обширных деталей и мест с ограниченным доступом не подходит.

Полутвёрдые стержни

Делаются по аналогии с губной помадой или канцелярского клея. Отличаются компактностью, не растекаются при нанесении, не пачкают соседние поверхности. Подходят только для локальной обработки открытых участков.

Аэрозольные баллончики (спрей)

Существует два вида упаковки, из которой содержимое можно разбрызгивать. Более простой и дешёвый вариант — спрей. Представляет собой бутылочку или баночку, место крышки на которой занимает механический "насос" пульверизатор. Чтобы нанести такую смазку, нужно постоянно ритмично нажимать на "пшикалку".

Более удобное решение — аэрозольный баллончик. Внутри очень жидкая силиконовая смазка и инертный газ под большим давлением. Нажатие и удерживание распрыскивателя позволяет удобно и быстро обработать большие поверхности и труднодоступные места. Владельцы автомобилей больше всего ценят этот вариант за удобство и универсальность. Единственный минус по сравнению со всеми остальными форм-факторами — цена.

Особенности применения силиконовых смазок в автомобиле?

Процесс применения правильно подобранной силиконовой смазки предельно прост и не требующий особых навыков. Однако есть некоторые особенности, которые зависят от обрабатываемого элемента.

Правильное нанесение силиконовой смазки на уплотнители дверей, багажника, капота

Перед обработкой уплотнителей в проёмах автомобиля их нужно тщательно очистить от грязи. Лучше всего этим заниматься сразу после посещения мойки. Средство наносится тонким равномерным слоем на поверхность резины. Затем автомобиль оставляется на несколько минут с открытыми дверями и крышками, чтобы состав как следует впитался и проник в труднодоступные места. При необходимости излишки смазки удаляются микрофиброй.

Обработка уплотнителей стёкол силиконовой смазкой

Покрывать можно только боковые и верхние уплотнители стёкол. Процесс аналогичный вышеописанному. Те уплотнители, по которым стёкла "прячутся" в двери, обрабатывать нельзя. Если это сделать, то на стёклах будут оставаться жирные разводы, искажающие окружающую обстановку и собирающие пыль.

Защита дверных замков от промерзания

Перед наступлением похолодания механизмы замков обрабатываются небольшим количеством силиконовой смазки через замочные скважины. Процедуру нужно периодически повторять. При использовании качественного средства за всю зиму это приходится делать не более двух-трёх раз.

Защита молдингов и подкрылков от старения

Регулярная обработка пластиковых декоративных элементов преображает их внешний вид и защищает от пагубного воздействия внешних факторов. Детали лучше сохраняются, не выгорают, меньше собирают грязь. Обработка заключается в нанесении ровного слоя смазки на всю поверхность с последующим удалением излишков. Детали перед обработкой должны быть очищены от грязи и пыли.

Защита электрических контактов от коррозии и окислов

Клеммы АКБ и другие электрические разъединяемые контакты предварительно зачищаются от окислов и грязи. После этого на чистый металл наносится небольшое количество силиконовой смазки. Поскольку силиконы не проводят электрический ток, обрабатывать контакты рекомендуется в соединённом виде.

Защита приводных ремней и тросиков

Приводные тросы акселератора, сцепления, ручного тормоза удобно обрабатывать из аэрозольного баллончика. Это позволяет "доставить" смазку внутрь защитных кожухов. Приводные ремни обрабатывать следует только с внешней стороны, которая не используется для передачи крутящего момента. В противном случае может возникать проскальзывание ремня и отказ оборудования автомобиля.

Смазка дворников силиконовой смазкой

Для восстановления и защиты дворников существуют специальные силиконовые смазки. Можно также использовать универсальные. Перед обработкой дворники отводятся от лобового стекла. Состав аккуратно наносится на резиновые и металлические поверхности, после чего излишки тщательно убираются. Чтобы на стекле не оставалось разводов, необходимо включить дворники вместе с омывателем. Следует иметь в виду, что обычная вода может не справиться с излишками силикона. В бачке омывателя должна быть "незамерзайка".

Заключение

Силиконосодержащие смазки — это самое универсальное и полезное средство для ухода за автомобилем. Позволяет защитить металл от коррозии, снизить трение, устранить скрипы. Регулярная обработка резиновых и пластиковых деталей защищает их от старения. При выборе средства следует учитывать его характеристики и форм-фактор. Наиболее удобным вариантом всеми автомобилистами признана силиконовая смазка универсальная в аэрозольном баллончике.