Важность регулярного контроля уровня масла
Ежедневное ТО автомобиля — это как взгляд в
зеркало перед выходом из дома. Посмотрел. Убедился, что всё ок, и уверенно
пошёл. Многие поначалу так и делают. Если двигатель в исправном состоянии, то
со временем эта процедура надоедает, начинает казаться бесполезной. Мол, чего
туда постоянно заглядывать, если каждый раз там всё в порядке…
Моторное масло — это рабочая жидкость системы
смазки ДВС, которая выполняет несколько функций:
●
предотвращает перегрев трущихся
деталей;
●
значительно повышает их ресурс;
●
отводит частично избыточную
теплоту;
●
уменьшает силу трения, повышая КПД
мотора;
●
повышает компрессию в камерах
сгорания образованием тонкой плёнки между поршневыми кольцами и цилиндрами
(особенно если они порядком изношены).
Чтобы все эти функции выполнялись, в системе
смазки должен быть достаточный объём рабочей жидкости. Правильный способ
убедиться в этом — регулярная проверка уровня масла в двигателе.
Периодичность проверки уровня
масла
На этот счёт есть несколько мнений. Одни
проверяют каждый день перед первым выездом. Другие ориентируются на пробег
(например, каждые 1000 км). Третьи выполняют эту процедуру хаотично — когда
есть настроение. Есть и такие, которые ориентируются на новизну машины и её
техническое состояние. Более того, об аппетите некоторых машин к маслу ходят
легенды. Их владельцы смотрят на щуп чаще, чем в зеркало.
Кто из них делает правильно?
Проверка
уровня моторного масла — один из пунктов ежедневного ТО.
Так было раньше, и сегодня это правило никто
не отменял. Помимо этой процедуры водитель обязан перед каждым выездом
убедиться в работоспособности тормозов, дворников и всего, что должно
светиться. Открыв капот, просто невозможно не глянуть на уровень двух других
важных жидкостей — охлаждающей и тормозной.
В
Интернете гуляет мнение, что новые машины более надёжные, чем старые. А значит
и ежедневное ТО выполнять бессмысленно. К сожалению, это ошибочное мнение. Что
новые, что старые машины ломаются чаще всего по одному и тому же принципу —
внезапно, неожиданно, в самое неподходящее время. Глупо надеяться, что масло
будет "ждать" проверки 1000 км или пока у вас появится настроение,
если у него появится причина для изменения уровня.
Причины изменения уровня масла
Объём моторного масла может изменяться в силу
следующих факторов:
- Температурные условия — при нагреве объём жидкости увеличивается, при охлаждении
уменьшается.
- Некорректные замеры
уровня — неправильное использование щупа,
постановка автомобиля на площадки с разным уклоном.
- Утечка — через повреждённые прокладки, сальники, уплотнения, трещины,
ослабленные крепежи.
- Неработоспособность
маслосъёмных колец — часть масла оказывается в
камере сгорания на такте воспламенения топливной смеси, и вылетает в
выхлопную трубу (признак — сизый дым).
- Попадание в систему
смазки охлаждающей жидкости — чаще всего
происходит из-за прогорания прокладки между блоком цилиндров и головкой
(масло превращается в эмульсию, похожую на кофе с молоком).
- Попадание в систему смазки
топлива — частая езда на непрогретом двигателе и
износ цилиндропоршневой группы (признак — масло становится чрезмерно
текучим).
- Естественный расход — часть
смазки неизбежно попадает в камеры сгорания (норма — до 1 л на 10 000 км).
Часто непонятки с уровнем масла возникают
после его замены. Чтобы избежать их, необходимо проверять уровень корректно.
Инструменты и оборудование для
проверки уровня масла
На всех серийных автомобилях есть два
инструмента для оценки объёма рабочей жидкости в системе смазки — щуп и датчик.
Масляный щуп
Представляет собой плоский пруток, для
которого в двигателе есть только одно правильное положение. На конце нанесены
метки, позволяющие определить максимальный и минимальный допустимый уровень
смазки. На некоторых щупах есть разметка для проверки на холодном и горячем
двигателе. Как правило, расстояние между крайними метками на щупе соответствует
разнице в объёме около 1 литра.
Если
уровень находится ниже минимума или выше максимума — дальнейшая эксплуатация
двигателя категорически запрещена.
Датчик уровня масла
На самом деле это название не совсем
корректное. Датчик, который показывает именно уровень, есть далеко не на всех
автомобилях. Зато абсолютно на всех имеется датчик давления масла. Это важно
различать, поскольку уровень и давление — это разные показатели, влияющие друг
на друга крайне нелинейно.
Показания датчика давления выведены на
приборную панель в виде контрольной лампы с пиктограммой маслёнки. Она
загорается каждый раз при включении зажигания. Это сделано для того, чтобы
водитель мог убедиться в её работоспособности.
Если
контрольная лампа давления масла при включении зажигания не засветилась —
запуск двигателя до выяснения и устранения причины запрещён.
Через несколько мгновений после запуска
двигателя контрольная лампа гаснет. Это свидетельствует о том, что давление в
системе смазки достигло нормы.
Если
после запуска лампа не погасла, либо загорелась во время работы — двигатель
следует немедленно заглушить.
О датчике давления масла надо знать крайне
важную вещь — она далеко не всегда срабатывает, когда уровень падает ниже
минимально допустимого. Для этого обычно нужна более серьёзная проблема.
Соответственно, надеяться только на этот инструмент нельзя.
Техника проверки уровня масла
Несмотря на кажущуюся простоту процедуры,
многими она выполняется некорректно. Грубые ошибки и сильно искажённые
показатели получить, конечно, довольно сложно. Однако для точного замера нужно
соблюдать ряд простых правил.
Подготовка к проверке
Перед тем, как проверять уровень масла в
двигателе автомобиля, надо приготовить чистую салфетку или ветошь, которая не
оставит ворса и прочего мусора на щупе. Автомобиль должен находиться на ровной
поверхности. А вы должны точно знать, какие действия вы выполняете, и какие
выводы после этого должны последовать.
Выбор ровной поверхности
Когда машина стоит на неровной поверхности,
двигатель отклоняется от правильного положения вместе с ней. Это приводит к
тому, что жидкость в поддоне перетекает в сторону уклона, из-за чего погружённый
в неё щуп может показывать неправильно.
К данному вопросу не стоит относиться с
излишним фанатизмом. Измерять ровность площадки при помощи строительного
уровня, приложения в смартфоне, катающегося яйца и прочих приспособлений — нет
надобности. Вполне достаточно оценки на глаз. Если машина стоит на поверхности
с небольшим уклоном, сильно на показания щупа это не повлияет.
Температура двигателя: холодный
или горячий?
На некоторых щупах для ответа на этот вопрос
нанесены соответствующие метки. Если у вас они есть, вам крупно повезло.
Пропустите этот пункт.
Если же меток всего две — минимум и максимум,
то вопрос температуры двигателя для вас усложняется. Особенно если вы
начитались противоречивых мнений в Интернете и окончательно запутались.
В
рамках ежедневного ТО проверять уровень масла можно как на холодную, так и на
горячую.
Сразу
после замены масла смотреть на щуп бесполезно. Сначала необходимо запустить
двигатель, дать ему поработать, затем дать время маслу стечь в поддон, и только
после этого измерять уровень. Это правило нужно соблюдать потому, что часть
смазки осядет в фильтре и некоторых местах двигателя.
Почему
на холодную и горячую показатели на щупе разные?
Основная причина заключается в тепловом
расширении. С изменением температуры на 1 градус по Цельсию объём увеличивается
в 0,0008 раз. На первый взгляд цифра ни о чём. Но если взять нагрев от 0
градусов до 90, то 5,5 литров жидкости увеличится в объёме до 5,9 литра.
С другой стороны, если заглушить мотор, и тут
же произвести замер, уровень, наоборот, может оказаться ниже реального. Это
связано с тем, что смазке нужно время, чтобы полностью собраться в поддоне.
А теперь ответ на извечный вопрос.
Представьте, что вы измерили уровень масла на горячем двигателе, и оно оставило
след чуть выше минимальной метки. Раз выше минимальной отметки, значит можно
ехать. Однако это значит также и то, что при холодном двигателе уровень масла
будет значительно ниже минимально допустимого. Получается, что ехать нельзя, а
замер на холодную в данном случае более корректный.
И другая сторона медали. Если на холодную
уровень на щупе возле верхней метки, это означает, что на горячую в вашем
двигателе будет переизбыток масла. Чем это плохо, вкратце рассказано ниже.
Замерять уровень масла можно что на холодную,
что на горячую. Но при этом надо стремиться к следующим результатам:
- На холодную. Уровень масла должен быть не ниже минимальной отметки и чуть
ниже максимальной.
- На горячую. Уровень должен
быть как можно ближе к верхней отметке, но не ниже половины (между крайними
метками).
Только при выполнении этих условий уровень
масла будет точно в норме.
Алгоритм проверки уровня масла с
использованием щупа
В рамках ежедневного ТО контроль уровня
моторного масла выполняется по следующему алгоритму:
- Установите автомобиль на ровную поверхность или убедитесь, что он
не стоит со значительным наклоном.
- Если двигатель работал, подождите 2-5 минут.
- Извлеките щуп.
- Протрите его насухо.
- Установите обратно, добившись единственно правильного положения
(до упора).
- Аккуратно извлеките щуп.
- Оцените
уровень масла по его следу и меткам.
Сделайте выводы, ориентируясь на
представленную выше информацию.
Если
след размазанный, посмотрите на щуп с другой стороны. В некоторых двигателях
это особенность конструкции трубки для щупа — он скользит по ней одной стороной
при извлечении, смазывая след. Тогда как с другой стороны он остаётся чётким.
Последствия эксплуатации мотора с
неправильным уровнем масла
Вкратце рассмотрим, что бывает при
эксплуатации двигателя с недостатком или переизбытком смазки в системе.
Вред от недостатка масла
Возможны такие последствия:
●
ускоренный износ трущихся деталей;
●
резкий перегрев, с которым не
справится система охлаждения;
●
неправильная работа
гидрокомпенсаторов клапанов;
●
проворачивание вкладышей между
шатунами и коленвалом;
●
разрушение компрессионных колец;
●
заклинивание поршней в цилиндрах.
Итоговый результат — дорогостоящий капитальный
ремонт двигателя.
Вред от избытка масла
Избыток смазки хоть и не такой страшный, как
недостаток, но негативные последствия, всё же, возможны:
●
попадание смазки в систему
вентиляции картера;
●
отложение нагара на деталях
цилиндропоршневой группы и клапанах;
●
засорение свечей зажигания и
топливных форсунок;
●
ухудшение свойств или выход из
строя катализатора и лямбда-зонда;
●
выдавливание уплотнительных
материалов — прокладок, сальников.
Итоговый результат — ухудшение динамических
параметров двигателя, повышение расхода топлива, сокращение ресурса, утечка.
Как правильно добавить или
удалить масло из двигателя
Если контроль уровня при помощи щупа указывает
на недостаток или избыток, важно сразу же предпринять правильные действия. До
коррекции эксплуатация двигателя запрещена.
Доливка
Доливать рекомендуется такое же масло, какое
находится в системе смазки. Для этого при замене оно покупается с небольшим
запасом. Смешивание смазок разных марок и, тем более, происхождений, сулит
непредсказуемыми результатами. Например, обильным пенообразованием.
Доливку следует выполнять через
предназначенную для этого горловину на крышке двигателя. Для удобства
рекомендуется использовать воронку. Доливать нужно небольшими порциями по
100-150 мл, проверяя уровень после каждого раза. При должном опыте можно
ориентироваться на показания щупа. Например, если надо поднять уровень с нижней
метки до верхней, то для этого нужно долить около 1 л.
После
каждой доливки есть смысл подождать минутку, пока вся жидкость стечёт в поддон.
Особенно это резонно при выполнении процедуры в мороз, когда масло очень вязкое
и стекает неохотно.
Удаление избытка
Откачать лишнее удобнее всего через трубку для
щупа при помощи капельницы подходящей длины и шприца. Из соображений
безопасности делать эту процедуру нужно на остывшем двигателе. Не стоит
пытаться сунуть приспособление для откачивания в горловину на крышке двигателя.
Если трубка внезапно отвалится и останется внутри, машину придётся ставить на
ремонт.
Другой способ удаления избытка масла
через сливное отверстие. Нанесите универсальную смазку BIG D-40 на сливной болт картера, отверните его и слейте
часть масла, после чего проверьте уровень масла.
Устранение утечек и других
проблем
В случае появления проблем с уровнем масла в
двигателе первым делом необходимо установить наличие утечек. Чаще всего они
связаны с серьёзными поломками, устранить которые можно только на
специализированных сервисах.
Выявление и устранение утечек
Самостоятельный поиск утечки масла выполняется
по следующему алгоритму:
- Осмотрите двигатель на предмет наличия масляных пятен или
подтёков. Чаще всего их причиной служит износ уплотнительных элементов —
прокладок и сальников.
- Обратите внимание на цвет и вязкость масла на щупе. Если оно
мутное, похожее на кофе с молоком, скорее всего в него попала охлаждающая
жидкость. Если не держится на щупе, значит либо в него попало топливо,
либо его пора просто заменить.
- Подложите на ночь под двигатель лист светлого картона (например,
развёрнутую коробку от посылки или бытовой техники). На нём утечку видно
гораздо лучше, чем на траве, земле или не очень чистом полу гаража.
- Осмотрите пробку, через которое сливается масло при замене. Через
неё часто образовывается утечка из-за забытой или изношенной прокладки, а
также при недостаточной затяжке.
- Обратите
внимание на цвет дыма из выхлопной трубы. Сизый оттенок указывает на то,
что с топливом сгорает чрезмерно много смазки.
В случае обнаружения утечки, которую в
гаражных условиях устранить не представляется возможным, обратитесь за помощью
к специалистам.