Почему необходима смазка замков и петель автомобиля?

Конструктивно любая автомобильная дверь предполагает наличие, как минимум, двух механизмов:

  1. Замок — состоит из внутреннего механизма, который приводится в действие ключом или электрическим сервоприводом, а также из наружного, который непосредственно запирает автомобиль, "цепляясь" за соответствующие элементы проёма.
  2. Петли — обычно их две, предназначены для поворачивания двери при открывании и закрывании. В любой автомобильной двери есть ограничительный механизм, который предотвращает выламывание петель в случае приложения чрезмерной нагрузки, порыва ветра.

В автомобильных дверях есть ещё один важный механизм. Он отвечает за опускание и поднятие стёкол. Стеклоподъёмники тоже нуждаются в периодическом обслуживании. Но не так часто, как петли с замками.

Зачем смазывать замки дверей автомобиля?

Механизм дверного автомобильного замка состоит из нескольких подвижных деталей, через которые усилие от ключа или сервопривода передаётся на запирающую систему. Большинство этих деталей сделаны из металла. С учётом условий, в которых эксплуатируются автомобильные двери, это означает, что детали подвержены коррозии. Ржавчина препятствует нормальной работе механизма, со временем приводит к его заклиниванию или разрушению.

Регулярное обслуживание замков позволяет защитить металл от коррозии. Слой правильно подобранной смазки отталкивает влагу, предотвращает контакт деталей с атмосферным кислородом. Благодаря этому для запуска процесса ржавления не хватает компонентов, и коррозия не происходит.

Второй важный момент заключается в назначении дверных замков. Они постоянно подвергаются механическим нагрузкам, когда открываются и закрываются. Если за механизмами не ухаживать, их работа затрудняется из-за увеличенной силы трения. В результате приходится прилагать всё большие и большие усилия, чтобы открыть или закрыть дверь. Это приводит к уменьшению ресурса механизмов.

Больше всего страдают необслуженные замки в зимнее время. Попадающая внутрь влага постоянно замерзает, блокируя подвижные элементы. Опрометчивые попытки открыть замёрзшую дверь часто заканчиваются поломками. Ломаются ключи, личинки, ручки, приводы.

Чтобы избежать всех этих проблем, дверные замки необходимо регулярно смазывать правильной смазкой. Заниматься этим рекомендуется не реже, чем раз в три месяца. Особенно важно не пропускать процедуру перед похолоданиями и с наступлением весны. Зимой иногда целесообразно обслужить замочные механизмы вне очереди. Особенно, если вы используете неподходящие для этих целей смазки.

Зачем смазывать петли дверей автомобиля?

Петли подвергаются нагрузкам во время открывания и закрывания. Детали механизмов изготовлены из металла. Работают за счёт скольжения. Если за петлями не ухаживать, со временем на них развивается коррозия. В результате для открывания и закрывания дверей приходится прилагать всё больше усилий. Это приводит к сокращению ресурса механизмов.

Поскольку петли работают на трении, в не смазанном виде они неизбежно начинают противно скрипеть. Причём не только во время открывания закрывания дверей, но и во время движения автомобиля. Также стоит учитывать, что при открытом положении двери петли испытывают повышенные нагрузки. В смазанном виде "переживают" они их гораздо легче.

Промежуточный итог

Смазывание дверных петель и замков преследует следующие цели:

        защита деталей от коррозии;

        отталкивание влаги;

        предотвращение замерзания;

        уменьшение силы трения;

        снижение усилий, необходимых для открывания/закрывания дверей;

        обеспечение безотказной работы центрального замка;

        устранение скрипов.

У смазанных дверей никогда не возникают проблемы со сломанными ключами и ручками.

Какие характеристики должны быть у смазки для автомобильных замков и петель?

Абы какую смазку применять для обслуживания замков и петель не стоит. Многие из них дают положительный эффект кратковременно, после чего сами начинают способствовать ускоренному износу и коррозии деталей. Для того, чтобы полноценно обслужить все двери 4-5 раз в год, хорошей смазки надо очень мало. Обойдётся она в разы дешевле, чем замена изношенных или сломанных деталей.

Требования к смазке

При выборе средства для ухода за дверными замками и петлями необходимо учитывать условия, в которых они эксплуатируются.

Хорошая смазка должна соответствовать следующим критериям:

        простота нанесения в труднодоступных местах;

        высокая проникающая способность;

        влагоотталкивающие свойства;

        хорошая адгезия;

        равномерность распределения по поверхностям со сложной формой;

        сохранение работоспособности при отрицательных температурах;

        отталкивание пыли и грязи;

        низкая испаряемость;

        химическая инертность.

Крайне важно, чтобы нанесённая смазка не смывалась водой после первого же посещения мойки или дождя. Если состав быстро испаряется или смывается, процедура по уходу за автомобильными дверьми быстро вам надоест, и вы не будете на это тратить своё время. В итоге всё закончится коррозией, подклиниванием, замерзанием, скрипами и прочими проблемами.

Важно! Замена замков, петель или дверей в сборе — очень трудоёмкая и неблагодарная операция. На некоторые автомобили сложно найти запасные части по адекватной цене. Своими руками заменить дверь очень сложно. А отрегулировать, чтобы всё мягко работало и были одинаковые зазоры — практически непосильная задача для тех, кто не занимается этим ежедневно. Гораздо проще и дешевле купить качественную смазку и не забывать регулярно применять её по назначению.

Разновидности смазок и их характеристики

В любом автомобильном магазине можно купить смазки:

        минеральные;

        силиконосодержащие;

        графитовые;

        литиевые;

        проникающие.

Рассмотрим вкратце особенности их состава, основные свойства, плюсы, минусы, применяемость для ухода за автомобильными дверями.

Минеральные смазки

Минеральные смазки — изготавливаются на основе углеводородов, продуктов переработки нефти. Бывают жидкие, пастообразные и твёрдые. Отличаются дешевизной и доступностью. Для обслуживания дверных петель и замков не очень подходят по ряду причин:

        густеют и даже кристаллизуются при отрицательных температурах;

        накапливают пыль и грязь;

        в сочетании с песком образуют абразив, ускоряющий износ трущихся деталей;

        пагубно воздействуют на лакокрасочное покрытие, пластиковые и резинотехнические изделия;

        сложно удаляются перед нанесением свежей смазки.

Обрабатывая петли и замки минеральными смазками надо быть готовым к тому, что процедуру придётся повторять очень часто. Как показывает практика, это быстро надоедает, и в итоге двери эксплуатируются в не смазанном состоянии.

Силиконовые смазки

Силиконовые смазки — они же полимерные, силиконосодержащие. В минимальный состав входят полимеры и загуститель. Стоят дороже, чем минеральные. Но если учесть, что для обслуживания автомобильных дверей смазки надо не так много, ценой можно пренебречь. Особых недостатков у силиконовых смазок нет.

Плюсы:

        хорошо проникают в труднодоступные места;

        обладают высокой проникающей способностью;

        отталкивают влагу;

        не накапливают пыль;

        равномерно растекаются по деталям;

        сохраняют работоспособность до -50 градусов Цельсия;

        химическая инертность;

        долговечность.

Поскольку силиконовые универсальные смазки соответствуют всем критериям, перечисленным выше, они как нельзя лучше подходят для обслуживания дверных петель и замков.

Графитовые смазки

Графитовые смазки — составы на минеральной основе с добавлением графитной пыли. Обладают неплохими смазывающими свойствами, но имеют те же недостатки, что и минеральные смазки. Их категорически не рекомендуется применять для обработки узлов, не защищённых от внешней среды пыльниками и другими приспособлениями. В основном предназначены для работы в закрытых механизмах — подшипниках, шарнирах равных угловых скоростей (ШРУС), слабо нагруженных передачах.

Литиевые смазки

Литиевые смазки — составы на основе лития и дисульфида молибдена. Хорошо снижают силу трения, отталкивают воду, защищают от коррозии. Не теряют работоспособность на морозе. Литиевые смазки подходят для обслуживания автомобильных дверей, если в их составе нет минеральных компонентов.

Проникающие смазки

Проникающие смазки — они же "жидкий ключ", "вэдэшка". Основа большинства составов этого типа — уайт-спирит или другой растворитель. В качестве смазывающего вещества может применяться силиконовое или минеральное масло. Но его на весь объём не более 10-20%. Это означает, что после нанесения жидкость легко и быстро растекается, проникает во все щели и зазоры, слегка смазывая поверхности. Но через короткое время растворитель испаряется, и на обработанном месте практически ничего не остаётся.

Составы этого типа не предназначены для регулярного ухода за автомобильными дверями. Они нужны для того, чтобы облегчить откручивание закисшего крепежа, быстро "разработать" заржавевший или загрязнённый механизм, ускорить сверление отверстий. Это далеко не полный список возможностей проникающих смазок. В крайнем случае их можно использовать для быстрого "оживления" не поддающегося замка багажника или двери, который никогда не смазывался или был смазан неподходящим средством.

Специфика смазки замков и петель автомобиля зимой

В зимнее время основным "врагом" петель и особенно замков автомобильных дверей является влага. Она попадает в механизмы после мойки, осадков или в виде конденсата. На морозе вода замерзает, блокируя подвижные детали попутно провоцируя коррозию.

Чтобы не столкнуться с известной проблемой, когда утром дверь невозможно открыть с ключа или ручкой, нужно предпринять соответствующие меры. Если перед зимой механизмы смазать правильно подобранным составом, обычно таких проблем не возникает. Влага просто не пристаёт к металлу, и её замерзания не происходит.

Обратите внимание. Дверь может не открываться зимой не по вине замка. Причиной часто бывает примёрзшая уплотнительная резинка по контуру проёма. Чтобы избежать и этой проблемы, перед зимой рекомендуется обработать все уплотнители силиконосодержащей смазкой.

Можно ли BIG D-40 смазывать замки дверей автомобиля на зиму?

Можно. Но только если у вас есть много денег и времени, которые понадобятся вам для покупки и применения дорогой и быстро испаряющейся смазки не реже, чем раз в неделю. БИГ ДИ-40 можно применить в экстренной ситуации, если дверь примёрзла или не поддаётся загрязнённый замок. Но после успешного открывания механизмы следует обработать более подходящим для этих целей составом.

Заключение: как смазка помогает продлить жизнь замков и петель вашего автомобиля?

Регулярная смазка петель и замков в авто — это один из немаловажных пунктов сезонного ТО. Если его игнорировать, со временем двери будут плохо открываться/закрываться, заедать, клинить, скрипеть, замерзать зимой. Лучшая смазка для замков авто — силиконовая, с минимальной объёмной долей растворителя. Не стоит применять графитовые и другие составы на минеральной основе. Средства типа "жидкий ключ" не подходят в качестве постоянной защиты дверных механизмов и могут применяться только для быстрого устранения проблемы.