Содержание:
- Принцип работы тормозной системы
- Тормоза стали ватными: причины
- Необходимость прокачки тормозов после замены колодок
- Ремонт провала педали тормоза
Принцип работы тормозной системы
Гидравлическая тормозная система автомобиля работает на
принципе передачи давления от педали тормоза к тормозным механизмам колес через
специальную жидкость.
Когда вы нажимаете на педаль, гидравлическая жидкость под
давлением передается от главного тормозного цилиндра к рабочим цилиндрам,
заставляя тормозные колодки сжиматься и замедлять вращение колес.
Тормоза стали ватными: причины
Износ или
повреждение тормозного цилиндра
Главный тормозной цилиндр является ключевым элементом
гидравлической тормозной системы. Его задача — создавать давление в системе при
нажатии на педаль тормоза. Износ или повреждение этого компонента может
привести к утечке тормозной жидкости, что снижает давление в системе. В
результате, для активации тормозов требуется больше усилия, и педаль становится
"ватной".
Перегрев дисков
При интенсивном торможении, особенно на больших скоростях
или в условиях горной местности, тормозные диски могут перегреваться. Перегрев
приводит к потере эффективности тормозной системы, так как высокая температура
снижает коэффициент трения между колодками и дисками. Кроме того, перегретая
жидкость может закипеть, образуя пузырьки газа, которые дополнительно ухудшают
работу системы.
Воздух в
тормозной системе
Воздух в тормозной системе — одна из наиболее
распространенных причин "ватности" педали тормоза. В отличие от
тормозной жидкости, воздух сжимается, что снижает эффективность передачи
давления от педали к тормозным механизмам. Это приводит к увеличению хода
педали и снижению четкости торможения.
Зазор между
тормозными элементами
Оптимальный зазор между тормозными колодками и дисками или
барабанами критичен для эффективного торможения.
Слишком большой зазор требует дополнительного хода педали,
прежде чем колодки коснутся дисков или барабанов, что воспринимается как
"ватность".
Загрязнение
элементов тормоза
Износ или значительное загрязнение компонентов тормозной
системы могут привести к увеличению биения тормозных дисков. Это явление,
проявляющееся при биении свыше 0,15 мм, заставляет тормозную систему работать
нестабильно, проявляя необычную мягкость и вызывая вибрации. Поврежденные или
деформированные части следует немедленно заменить.
Также педаль может стать мягкой из-за неполадок в системе
стояночного тормоза. Это особенно характерно для японских автомобилей, где
стояночный трос оснащен системой автоматической регулировки. В случае, если
механизм засоряется грязью, педаль стояночного тормоза может начать
проваливаться.
Износ тормозных
шлангов и трубок
Тормозные шланги и трубки со временем могут изнашиваться,
появляются трещины и микроповреждения, через которые тормозная жидкость может
утечь, а воздух проникнуть в систему. Это приводит к снижению давления в
системе и, как следствие, к "ватной" педали тормоза.
Необходимость
регулировки задних барабанных тормозов
В случае отсутствия системы автоматической регулировки у
задних барабанных тормозов вашего автомобиля, необходимо проводить их
регулировку с учетом степени износа.
С течением времени, промежуток между тормозными колодками и
барабанами увеличивается. Без своевременной регулировки этого зазора, педаль
тормоза может уйти в пол, при этом основная часть тормозного усилия будет
приходиться на задние колеса.
Сбой в работе
регулятора давления
Регулятор давления в тормозной системе обеспечивает
правильное распределение тормозного усилия между передними и задними колесами.
Неправильная работа или неисправность регулятора может привести к неправильному
распределению давления, что снижает общую эффективность торможения и делает
педаль тормоза "ватной".
Необходимость прокачки тормозов после замены
колодок
Зачастую за проблемой стоит некачественно выполненный
ремонт.
Ощущение мягкости тормозной педали после смены колодок часто
свидетельствует о непрофессионализме исполнителя, проводившего эту процедуру.
В случаях, когда так называемый специалист не обладает
необходимыми знаниями и квалификацией, могут возникнуть различные неполадки.
Обычно проблема мягкости встречается в бюджетных моделях
автомобилей, которые не оснащены системой ABS и регуляторами давления.
Функционирование таких тормозных систем напрямую зависит от главного тормозного
цилиндра и вакуумного усилителя. Тормозная жидкость активирует механизм
торможения за счет повышения давления в системе. Главной причиной снижения
эффективности является утечка жидкости или воздух в системе.
Тормозные колодки являются изнашиваемыми деталями с
ограниченным сроком службы. Обычно их заменяют после каждых 10–15 тысяч
километров пробега. Непрофессионал может ошибочно предположить, что при замене
колодок не происходит нарушение герметичности системы, и дополнительные
действия не требуются.
Однако прокачка системы — это критически важный этап,
особенно для автомобилей с простой конструкцией тормозной системы. Этот процесс
помогает удалить воздух, который мог попасть в систему, убирает засорения и
обеспечивает постоянство давления. Такой подход обеспечивает длительную и
эффективную работу тормозной системы.
Ремонт провала педали тормоза
Ремонт начинается с диагностики для выявления конкретной
причины.
Это может включать:
- Проверку уровня и
состояния тормозной жидкости.
- Осмотр тормозных трубок и
шлангов на предмет утечек.
- Проверку целостности
главного и рабочих цилиндров.
- Проверку дисков и колодок
на предмет износа и повреждений.
- После устранения
неисправностей и замены необходимых компонентов систему прокачивают.
Использование очистителя тормозов и механизмов сцепления
после ремонта помогает удалить грязь и масло с поверхностей тормозных дисков и
колодок, что улучшает сцепление и предотвращает скольжение.
"Ватные" тормоза – это серьезная проблема, требующая немедленного внимания. Регулярное техническое обслуживание и внимание к состоянию тормозной системы помогут избежать этой проблемы и обеспечат безопасность на дороге.