Распространённые средства для защиты ЛКП
В рамках данного материала предлагается
поближе познакомиться с такими защитно-декоративными средствами:
- Плёнки (прозрачные, цветные, виниловые, полиуретановые, жидкие).
- Керамика ("нанотехнологии").
- "Жидкое стекло".
- "Быстрые"
средства на основе воска.
Обратите внимание на обилие слов в кавычках.
Они указывают на то, что в мире кузовного детейлинга (англ. auto detailing —
комплексные меры по уходу за автомобилем) очень много условностей и названий,
не соответствующих реальности или далёких от неё. Из-за этого возникает много
мифов и заблуждений, которые в совокупности с обилием защит на рынке
существенно усложняют выбор. В итоге не погружённый в тему обыватель
ориентируется на цены, которые далеко не всегда показательны.
Защита кузова авто плёнкой
Плёнки относятся к сравнительно недорогим
защитно-декоративным средствам. Сохраняют работоспособность от года и дольше.
Некоторые разновидности просто наносятся и удаляются. Практически все
обеспечивают защиту от несильных механических воздействий и ультрафиолета.
Изначально предназначались по большей части для декорирования автомобилей (см.
первые серии франшизы "Форсаж"). Плёнки не лишены недостатков, сильно
зависящих как от самого материала, так и от кривизны рук, которыми они
наносятся на ЛКП.
Виды плёнок для защиты кузова
автомобиля
Наибольшей популярностью пользуются плёнки
трёх разновидностей:
- Виниловые.
- Полиуретановые.
- Жидкие
(жидкая резина).
Помимо того, что существуют и другие покрытия
с аналогичным принципом, у перечисленных есть свои подвиды. Но основные
показатели — стоимость, эффективность, долговечность — примерно одинаковы для
всех.
Виниловые плёнки
Виниловыми называют защитно-декоративные
плёнки, изготовленные из поливинилхлорида (ПВХ), который по своей сути является
понятной всем пластмассой. Бывает разной толщины — от 100 до 400 микрон. Есть
прозрачные и цветные. Чтобы качественно оклеить весь кузов, требуется
соответствующий навык. Самостоятельно можно нанести плёнку разве что локально,
на детали с простой геометрией. Ниже вкратце рассмотрен принцип такой работы.
Полиуретановые плёнки
Полиуретановые плёнки по своей сути являются
резиновыми. Это означает эластичность по сравнению с твёрдым ПВХ. На кузове это
даёт более уверенную защиту от механических повреждений, наносимых ЛКП песком и
камушками. Толщина полиуретановых плёнок варьируется в диапазоне от 150 до 300
микрон. Важной особенностью является способность пропускать ультрафиолетовое
излучение, что выгодно при создании локальной защиты (краска выгорает одинаково
что на покрытых, что на открытых участках кузова). А ещё полиуретановую плёнку
можно несколько раз подвергать восстановительной полировке.
Жидкие плёнки (жидкая резина)
В сфере автомобильного детейлинга это один из
тех редких материалов, название которого соответствует действительности.
Физически жидкая резина представляет собой мастику, изготовленную на основе
битумно-полимерной эмульсии. Изначально находится в жидком состоянии, а после
нанесения на поверхность превращается в плёнку, которая тактильно ощущается,
как резина.
Защитные свойства сопоставимы с другими видами
плёночных покрытий. Поставляется в формате аэрозольных баллончиков, которыми
после пары тренировок лихо начинают пользоваться даже новички. Часто
используется больше для визуального тюнинга, нежели для защиты ЛКП. Тем не
менее, материал способен обеспечить достойную защиту от влаги, ультрафиолета и
лёгких механических воздействий.
Общие преимущества и недостатки
плёночных защит
Все рассмотренные виды плёночных
защитно-декоративных покрытий для автомобильного кузова отличаются практически
одинаковыми преимуществами и недостатками.
Плюсы
плёнок:
●
невысокая стоимость (от 1000 руб.
за кв. м);
●
лёгкость применения (при локальном
тюнинге деталей с простой геометрией);
●
достойная защита от механических повреждений;
●
возможность улучшить или
кардинально изменить внешность автомобиля;
●
простое и быстрое удаление;
●
под плёнкой сохраняется
оригинальное ЛКП.
Минусы
плёнок:
●
оклейка кузова со сложной
геометрией требует соответствующих навыков;
●
не защищает от серьёзных
механических воздействий;
●
в изношенном виде бросается в
глаза и портит внешность автомобиля;
●
после наклеивания на плохо
подготовленный кузов снимается с большим трудом.
Если рассматривать мир автомобильного
детейлинга глобально, то плёнки на порядок эффективнее воскосодержащих
полиролей. Однако они существенно уступают по этому критерию "жидкому
стеклу" и "нанокерамике".
Процесс нанесения плёнки на кузов
автомобиля
Визуальная составляющая, долговечность
покрытия и простота его удаления в будущем во многом зависят от соблюдения
технологии нанесения. За исключением жидкой резины и локального тюнинга за
оклейкой кузова обычно обращаются в детейлинговые компании. У них есть
соответствующие условия для работы, а также инструменты и мастера, понимающие в
этом деле.
Технология нанесения плёнки (виниловой или
полиуретановой) состоит из следующих этапов:
- Подготовка поверхности — чтобы материал охотно и надолго приклеился к ЛКП, его
необходимо тщательнейшим образом отмыть, отчистить и заполировать.
- Разметка и раскрой
плёнки — профессионалы используют на этом этапе
заранее подготовленные лекала и шаблоны, что в разы ускоряет процесс и
сокращает расход материала.
- Нанесение плёнки — материал наклеивается на подготовленную поверхность, подгоняется
по форме кузова с применением нагрева, попутно выгоняется воздух.
- Обрезка краёв — важнейший этап, от которого зависит не только визуальная
составляющая, но и долговечность защитного покрытия.
- Завершающие работы и контроль качества — в случае обнаружения дефектов деталь переделывается заново, так
как мельчайшие огрехи приведут отслаиванию защиты после первой же мойки
или перепада температур.
В отличие от винила и полиуретана с жидкой
резиной работать гораздо проще. Однако и этот материал требует тщательной
подготовки поверхности.
Важно! Попытки скрыть под плёнкой очаги коррозии — бесполезны. Ржавчина
обладает противным свойством увеличиваться в объёме. Со временем оставленная на
кузове коррозия "поднимет" защиту, что будет хорошо заметно
невооружённым глазом. В процессе эксплуатации автомобиля такие места будут
"разрастаться", из-за чего внешний вид кузова только ухудшится.
Стоимость оклейки автомобиля
плёнкой
Стоимость защитной отделки автомобильного
кузова этими материалами зависит от ряда факторов:
●
тип, толщина и качество плёнки;
●
размеры автомобиля;
●
сложность геометрии кузова;
●
количество отделываемых деталей
(при локальном тюнинге);
●
состояние ЛКП и металла (влияет на
трудоёмкость подготовительного этапа).
Комплексная защита автомобильного кузова
плёнкой в зависимости от этих факторов может обойтись от 20 до 250 тыс. рублей.
При этом виниловые плёнки дешевле, чем полиуретановые. Жидкая резина при
условии самостоятельного нанесения обойдётся на порядок дешевле.
Как правильно ухаживать за
покрытием из плёнки
Ресурс любого защитного покрытия в
существенной мере зависит от условий эксплуатации. Для плёнок средний срок
службы — от 1 до 5 лет. Чтобы максимально продлить это время, необходимо
учитывать особенности ухода за подобными видами защиты:
- Первые несколько дней после оклейки избегайте намокания покрытия и
попадания на него чистящих средств.
- Во время бесконтактной мойки с применением аппаратов высокого
давления учитывайте расположение краёв плёнки, и не подносите к ним сопло
ближе, чем на 75 см (каждый раз предупреждайте об этом работников мойки).
- Избегайте портальных моек.
- Не используйте щётки, скребки и другие агрессивные инструменты для
ухода за кузовом.
- Применяйте специальные автомобильные шампуни.
- В холодное время года избегайте скопления на кузове слежавшегося
снега и льда.
- При выборе
материала для оклейки поинтересуйтесь, как он переносит мойку горячей
водой.
Некоторые виды виниловых и почти все
полиуретановые плёнки можно полировать, что позволяет увеличить ресурс
защитного покрытия и восстановить изначальный внешний вид.
Защита кузова авто керамикой
Керамическими называют защитные средства на
основе неорганических соединений. Считаются наиболее эффективными в плане
защиты ЛКП от механических повреждений. Качественная керамика стойко
"терпит" не только влагу и ультрафиолет, но и песок, мелкие камушки,
прочие воздействия, после которых на оригинальном покрытии остаются царапины,
потёртости, сколы. Одновременно это один из самых дорогих способов защиты
автомобильного кузова.
Что такое керамическое покрытие
для автомобиля
В составе керамических защитных покрытий
обычно есть частицы титана, кремния и алюминия. Они присутствуют в виде очень
мелких частичек, что в своё время подхватили умные маркетологи, приписав к
слову керамика приставку нано. На самом деле название нанокерамика
подразумевает только размер компонентов. Тогда как в рекламе упор часто
делается на магическое взаимодействие средства с верхними слоями ЛКП чуть ли не
на молекулярном уровне.
Несмотря на маркетинговые уловки, нанокерамика
— очень эффективное средство для защиты кузова автомобиля от повреждений.
Изначально состав находится в жидком состоянии. После нанесения
кристаллизуется, превращаясь в такую себе прозрачную "броню". Если
соблюдается технология, то на кузов наносится несколько слоёв (от 2 до 10),
после чего финишная поверхность полируется, как обычное ЛКП.
Преимущества и недостатки
керамического покрытия для автомобиля
Керамика является одним из самых дорогостоящих
защитных средств для кузова автомобиля. Наряду со стоимостью к минусам следует
добавить достаточно сложную технологию применения. Своими руками в гаражных
условиях таким тюнингом обычно никто не занимается. При неумелых действиях
можно не только потратить ценный материал, но и безвозвратно испортить
оригинальное лакокрасочное покрытие автомобильного кузова. На этом с минусами
всё.
Плюсы
нанокерамики:
●
прозрачность (не изменяет
оригинальный цвет автомобиля);
●
чрезвычайная прочность;
●
срок службы от 5 лет и больше;
●
нетребовательность к уходу;
●
защищает от царапин и сколов;
●
обладает гидрофобным эффектом;
●
упрощает содержание автомобиля.
Верхний слой керамики можно обновлять сколько
угодно раз по мере необходимости. Ещё этот материал не отслаивается, не
трескается и не боится агрессивной мойки, как плёнки.
Стоимость керамического покрытия
Стоимость создания керамического защитного
покрытия для всего кузова автомобиля варьируется в достаточно широком диапазоне
— от 20 до 150 тыс. рублей. На цену влияют следующие факторы:
●
тип и размеры кузова;
●
элитность автомобиля;
●
состояние оригинального ЛКП;
●
марка нанокерамики;
●
количество нанесённых слоёв;
●
уровень детейлинговой компании.
Керамика часто применяется для защиты кузовов
новых автомобилей. Если же машина не новая, с повреждениями оригинального ЛКП,
к цене дополнительно добавится стоимость подготовительных работ. А это в
зависимости от состояния от 5 до 25 тыс. рублей. В любом случае, наносить
нанокерамику на неподготовленный потрёпанный кузов — бессмысленно. Это не
плёнка, и она ничего не скроет.
Защита кузова автомобиля
"жидким стеклом"
Многие продавцы "жидкого стекла"
приравнивают данное средство защиты кузова автомобиля к нанокерамике. Однако по
своим свойствам оно заметно ей уступает. К тому же, составы такого типа не
имеют ничего общего с тем стеклом, с которым потребителю пытаются навязать
ассоциации маркетологи. Тем не менее, средство однозначно заслуживает внимания,
хотя бы как достойная альтернатива плёнкам.
Что такое "жидкое
стекло" и как оно работает
Так называемое "жидкое стекло" по
своему составу является многокомпонентным полимером. Лишь в некоторых его
вариантах присутствует мизерная доля (не более 5%) вещества, которое есть в
привычном нам стекле. Изначально состав поставляется в жидком виде. После
нанесения на поверхность кузова кристаллизуется, превращаясь в прозрачную и
сравнительно твёрдую плёнку. По внешнему виду действительно напоминает стекло.
Хотя этими же свойствами обладает и обычный лак на ЛКП автомобилей.
Преимущества и недостатки защиты
кузова автомобиля "жидким стеклом"
Серьёзных минусов у данного средства нет,
поскольку все они перекрываются положительными качествами. Самостоятельно без
соответствующего опыта выполнить обработку кузова с достойным качеством
невозможно. Ресурс "жидкого стекла" поскромнее, чем у керамики. В
принципе, это все значимые минусы.
Плюсы
"жидкого стекла":
●
невысокая стоимость (от 7 тыс.
рублей);
●
достойная защита от механических
повреждений;
●
гидрофобность;
●
антигрязевые свойства;
●
защищает оригинальное ЛКП
автомобиля от ультрафиолета;
●
существенно улучшает внешний вид
кузова.
Как и в случае любого другого защитного
средства, нанесение "жидкого стекла" на кузов автомобиля требует
тщательной подготовки и "стерильных" условий. В исполнении опытных
мастеров сама процедура занимает 2-3 часа. Однако это без учёта предварительной
подготовки и времени, которое необходимо для полноценной кристаллизации состава.
Стоимость нанесения жидкого
стекла на автомобиль
На стоимость покрытия "жидким
стеклом" влияет масса факторов. Тем не менее, разброс цен по рынку здесь
не такой разительный, как в случае с плёнками (что обусловлено их обилием).
Влияющие на стоимость факторы
Стоимость нанесения "жидкого стекла"
на кузов автомобиля зависит от следующих факторов:
●
марка выбранного состава;
●
тип кузова автомобиля;
●
изначальное состояние ЛКП;
●
желаемое количество слоёв;
●
базовые тарифы детейлингового
центра.
Минимальная стоимость подобной услуги
начинается от 7 тыс. рублей. В зависимости от перечисленных факторов она легко
может превысить 50 тыс. рублей.
Как правильно ухаживать за
покрытием из "жидкого стекла"
Чтобы сохранить защитные свойства
"жидкого стекла" на кузове, автомобиль с ним надо правильно
эксплуатировать:
- Для полной кристаллизации некоторым составам требуется не менее
трёх суток, в течение которых машину лучше вообще не трогать.
- Первую мойку с применением аппарата высокого давления
рекомендуется отложить, как минимум, на неделю.
- Для сохранения состояния "жидкого стекла" допускается
применение "быстрых" средств для защиты кузова автомобиля,
рассмотренных ниже.
- В зимнее время года следует избегать очистки кузова от снега и
льда агрессивными инструментами наподобие скребков или щёток с жёстким
ворсом.
- Нельзя
надолго оставлять на поверхности жидкого стекла различные органические
загрязнения — птичий помёт, прилипшие листья, насекомые.
В случае необходимости верхний слой
"жидкого стекла" можно восстановить при помощи полировки. Количество
таких ремонтов зависит от толщины нанесённой защиты и глубины повреждений.
Обычную "паутину" из неглубоких многочисленных царапин обычно
получается устранять до 5 раз.
"Быстрые" средства для
защиты кузова автомобиля
К этой категории относятся простые и доступные
средства, позволяющие:
●
создать гидрофобный эффект;
●
уменьшить адгезию поверхности
кузова (меньше пристаёт грязь);
●
упростить мойку автомобиля;
●
уменьшить частоту этой процедуры;
●
сделать базовый цвет кузова более
глубоким и насыщенным;
●
навести блеск;
●
защитить ЛКП от влаги и
органических загрязнений, портящих лак.
Принцип действия подобных составов очень
простой. На чистой поверхности ЛКП создаётся тонкий слой влагоотталкивающего
вещества, делающего кузов более гладким. Благодаря этому к нему не так сильно
прилипает пыль, грязь, песок и прочие загрязнения. За счёт прозрачности и
особым добавкам возникают оптические эффекты в виде блеска и глубины.
Обратите внимание! В отличие от плёнок, "нанокерамики" и
"жидкого стекла" ни одно из этих средств не обеспечивает какой-либо
защиты от механических повреждений. Более того, они смываются после нескольких
моек автомобиля (некоторые и одной не выдерживают), после чего их необходимо
наносить повторно.
Виды "быстрых" средств
для защиты кузова автомобиля
Наиболее распространённые составы с описанным
принципом действия — это:
- Автомобильные воски и средства на его основе.
- Силант для защиты кузова.
- Глейз для ухода за автомобилем.
- Квик детейлер для быстрого ухода.
- Силиконовая
термостойкая водоотталкивающая смазка.
Вкратце рассмотрим их особенности.
Автомобильный воск
Универсальное бюджетное средство для ухода за
кузовом автомобиля на основе воска. Последний может быть растительного,
животного, минерального или синтетического происхождения. Предлагается в виде
паст, гелей, жидкостей и аэрозолей. Наносится на чистый кузов и слегка
располировывается сухой микрофиброй или салфетками. В зависимости от состава и
качества может как испариться сам по себе, так и "пережить" на кузове
две-три бесконтактные мойки.
Плюсы:
●
недорого (от 150 рублей);
●
наносится легко и быстро;
●
создаёт гидрофобный и антигрязевой
эффект;
●
при нормальном качестве служит по
несколько недель;
●
легко убирается при необходимости.
Минусы:
●
не защищает от механических
воздействий;
●
может оставлять разводы;
●
не скрывает повреждений на ЛКП;
●
смывается при контактной мойке.
На многих мойках обработку кузова автомобильным
воском предлагают в качестве дополнительной услуги, от которой не стоит
отказываться.
Силант для защиты кузова
Средства этого типа представляют собой составы
на основе акриловых полимеров с многочисленными добавками. При нанесении силант
проникает в микропоры ЛКП, что позволяет скрыть мелкие повреждения. В отличие
от легко смываемых восков "держится" на кузове несколько месяцев.
Наносится аналогично — небольшим слоем на только что вымытую поверхность, через
10-15 минут располировывается салфетками.
Плюсы:
●
сохраняет работоспособность дольше
воска;
●
так же легко наносится;
●
обладает антистатическим эффектом;
●
отталкивает влагу и грязь;
●
придаёт блеск;
●
делает более глубоким цвет авто;
●
защищает повреждённые участки от
коррозии.
Минусы:
●
стоит значительно дороже простых
составов на основе воска;
●
по факту может оказаться обычной
полиролью без особых эффектов;
●
не защищает от механических
повреждений;
●
удаляется местами с большим
трудом.
Это средство одно из тех, которому маркетологи
любят приписывать несуществующие свойства. На рынке есть силанты, на которых
написаны слова "керамический", "стекло", "нано"
"кварцевый", которые даже с учётом немалой стоимости почти не имеют
отношения к реальному составу. Но в целом, эти средства смело можно назвать
отличной альтернативой воску.
Глейз для ухода за автомобилем
Глейз (англ. glaze — глазировать, застеклять)
— это категория химии для ухода за кузовом автомобиля, в которых обычно
содержатся абразивные частички, как в полировальных пастах. Это означает, что с
помощью таких средств уже можно удалить мелкие царапины, потертости, шероховатости,
"паутину". По полировальным свойствам существенно уступает
полноценным абразивным пастам. Часто используется для подготовки автомобилей к
выставкам, конкурсам, продаже.
Плюсы:
●
помогает убрать неглубокие
повреждения ЛКП;
●
придаёт глубокий блеск;
●
повышает насыщенность базового
цвета;
●
создаёт на поверхности защиту от
влаги и грязи.
Минусы:
●
стоит намного дороже восков;
●
не всегда помогает справиться с
потёртостями и "паутиной";
●
требует немало усилий при
нанесении;
●
держится на ЛКП недолго.
Чтобы усилить эффективность глейзов, после их
применения поверхность дополнительно обрабатывается более стойкими силантами.
Квик детейлер для быстрого ухода
Квик детейлеры (англ. quick detailing —
быстрый комплексный уход) — аэрозольные средства для чистки и полировки автомобильного
кузова. Эффективны против разводов, отпечатков пальцев, небольшой пыли. Придают
блеск лакокрасочному покрытию при условии, что оно в нормальном состоянии
изначально.
Плюсы:
●
сравнительно дорогое, но хватает
на много раз;
●
убирает потёки и разводы;
●
справляется с тонким пылевым
налётом;
●
очищает несложные загрязнения;
●
моментально придаёт глубокого
блеска.
Минусы:
●
практически ни от чего не
защищает;
●
долго не держится;
●
не устойчив к мойке, осадкам.
Средства этого типа незаменимы в автосалонах,
на авторынках, выставках и некоторых видах соревнований с участием автомобилей.
Принцип выбора средства для
защиты кузова автомобиля
Основные критерии при выборе защиты
автомобильного кузова — это условия эксплуатации машины, преследуемая цель и
средства, которые вы согласны потратить на её достижение. В зависимости от этих
факторов можно вывести следующий принцип:
- Автомобиль стоит на
месте и должен выглядеть подороже — подойдёт
любое средство для "быстрого" ухода.
- Машина новая, дорогая — чтобы сохранить ЛКП, есть смысл применить керамику или жидкое
стекло.
- Авто интенсивно
эксплуатируется в городских условиях —
целесообразно защитить кузов от повреждений плёнкой или более эффективными
материалами.
- Автомобиль используется
редко — достаточно простых средств защиты на
основе воска или аналогичных.
- Внедорожник используется по назначению — нужна серьёзная защита от механических воздействий в виде
нанокерамики или жидкого стекла.
В целом следует понимать, что полироли на
основе воска, другие "быстрые" средства, а также некоторые виниловые
покрытия — не защищают ЛКП от механических повреждений. Поэтому они имеют смысл
только в тех случаях, когда стоит цель улучшить или сохранить внешний вид
автомобиля. Для серьёзной защиты нужны более основательные и дорогостоящие меры,
позволяющие создать на поверхности кузова тонкое, твёрдое, износостойкое
покрытие со сроком службы от 1 года.